Цыгане и кони

Берегите коней! или Пять стереотипов о цыганах

Придержите коней! или Пять стереотипов о цыганах

8 апреля 1971 года в Лондоне прошел первый в истории Всемирный цыганский конгресс, объединивший одну из самых многочисленных этногрупп без собственного государства. С тех пор каждый год в эту дату отмечается Международный день цыган.

Об этом гордом народе ходят сотни самых разнообразных легенд: то они удачу приносят, то коней крадут, а иной раз и вообще умеют сглазы накладывать и привораживать людей. Зачастую только такими мифами знания о цыганах и ограничиваются. Корреспондент «МИР 24» разобрался в истории и правдивости стереотипов.

Стереотип первый. Все цыгане из Румынии

В народной культуре устойчиво закрепилось мнение о том, что Румыния – страна цыган. Между тем сами румыны лишь смертельно обидятся, если их так назвать. Действительно, цыган в стране по официальным оценкам всего около 2,5% (по неофициальным – до 11%).Это и кочевники, проживающие в лесах, и городские попрошайки, и вполне уважаемые артисты. Отношение к ним зачастую негативное, более того Румыния до XIX века считалась одной из столиц работорговли, а основным товаром выступали именно цыгане.

Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский».

Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.

Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.

После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.

Фото: Алексей Липницкий/ТАСС

Стереотип второй. Цыгане – это одно племя

Цыгане, действительно, очень похожи друг на друга, да и язык их звучит схоже. Однако понятие «цыган» столь же расплывчатое, как «кавказец» или «европеец». У этого народа много различных ветвей, отличающихся традициями, культурой и вообще менталитетом.

Крупнейшей ветвью считаются рома. Они живут практически во всей западной Европе и в Северной Америке. Они – положительные герои в мире цыган. Творческие люди, которые практически не занимаются криминалом (об этом подробнее ниже), в целом аккуратные и чистоплотные, понимающие, что такое честь. К рома относится, например, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко. Да и в целом, говоря о цыганах в лучших их проявлениях, подразумевают чаще всего рома.

Самая многочисленная группа рома, проживающая среди славян – это сэрвы. Они поселились на территории Украины и с тех пор живут бок о бок со славянами. Это одни из самых зажиточных и умелых цыган. Также в СНГ распространены котляры. Это консерваторы, живущие по старинным обрядам и традициям цыган. Кале, то есть «смуглые», проживают в испано- и португалоязычных странах. Из-за гонений они долгое время жили в пещерах, а некоторые и по сей день там обитают. Известны тем, что придумали и популяризировали танец фламенко.

Гораздо меньше повезло тем, кто имеет дело с цыганами на востоке. Вместо рома там обитают дом – те, кто не ушел в Византию вместе с «европейцами». Живут они в Египте, Турции, Греции, Сирии и многих других странах Ближнего и Среднего Востока. В целом живут бедно, занимаются попрошайничеством и криминалом. Они строго делят соседей на «своих» и «чужих» и в целом сильно маргинализированы. Практически всегда насильно забирают детей из школы, чтобы искусственно поддерживать низкий уровень образования в таборе.

Особой группой среди дом значатся люли. Все отрицательные истории о немытых цыганах-преступниках, живущих грабежом и насилием, идут именно от люли. Они же – главные наркобароны Средней Азии.

Отдельно стоит отметить боша или лом. Это пришедшие с Иранского плоскогорья в Армению и Грузию цыгане. Они практически полностью ассимилировались с армянами, говорят на их языке и используют их обряды. Многие исследователи считают, что эта группа вскоре полностью исчезнет.

Цыган цыгану рознь, и лучше их не путать, особенно когда речь идет о рома и люли.

Кроме того, цыганами могут быть и те, кто по всем внешним признакам к ним не относится. Этакими «почетными цыганами» могут стать люди, которые смогли доказать свою приверженность к этому народу. Например, тех, кто помогал рома во время геноцида 1935-1945 годов, признают настоящими членами сообщества.

Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей

Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люли, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло.

Фото: Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS

Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижения – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.

Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.

Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры

Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови.

Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.

Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.

Стереотип пятый. Цыгане крадут детей и занимаются колдовством

Миф о краже детей цыганами идет из Средних веков. Тогда рома ходили по европейским городам и выкупали у семей детей, которых те не могли прокормить. Таким образом цыгане и проявляли милосердие, спасая малышей от голодной смерти, и свой табор расширяли – лишние руки нужны всегда.

С детьми ничего плохого, конечно, не делали. С ними обращались как со всеми другими малышами табора, учили их ремеслу и искусству обращения с лошадьми. В 12 лет им, как всем другим цыганам, выдавали нож и признавали полноправными членами общины.

Конечно, ничего этого настоящие родители уже не видели. Они считали, что рома скупают детей, чтобы проводить над ними колдовские обряды и использовать их кровь для всевозможных зелий. Стоит отметить, что и случаи краж бывали: цыгане без спроса забирали малышей из семей, если видели, что дети несчастны. Слухи быстро распространялись по городам, и вот уже колдунов-босяков боялись все родители.

Само «колдовство» по большей части также связано с гонениями цыган. Тем приходилось жить в лесу, перемещаться исключительно по ночам и в целом вести антисоциальный образ жизни, что и породило множество слухов о таинственных обрядах и сглазах рома.

Верят они в это и сами. Так, по их мнению, провалы Германии во Второй мировой связаны именно с магическими силами цыган. Мол, свое дело сделали многочисленные сглазы, направленные на вермахт и лично Гитлера. Такие легенды помогают народу выживать, ведь мало кто после такого захочет повторить геноцид. Верить в это или нет – дело каждого.

К сожалению, большинство стереотипов о цыганах негативные и зародились на почве обыкновенного страха перед чужаками. На самом же деле пришедший когда-то из Индии народ, пускай и мало интегрирован в современную культуру, но необычайно самобытен и обладает гигантским творческим потенциалом.

Цыгане, а в особенности рома, – это прежде всего танцы, музыка и задорный боевой характер, а не преступления и маргинальный образ жизни. Отметьте Международный день цыган походом в местный цыганский музей культуры или театр, прочитайте о традициях и быте этой этногруппы; расскажите об этой статье тем, кто еще остается заложником стереотипов о большом и гордом народе.

Цыганский барон Степан Юзепчук рассказывает о связи цыган и лошадей

Но, пожалуй, самое трепетное отношение к лошадям у цыган. Мужчины этой народности почитают коня не просто другом – существом почти культовым, и любовь эта, похоже, взаимна. Кто лучше цыган знает секреты лошадей, и какими тайными знаниями об этих животных обладают ромалы? Накануне Нового года мы решили поговорить о лошадях с настоящими цыганами.

Дорогой длинною…

По преданию, цыгане – выходцы из Индии, в древности они покинули свою исконную родину и на протяжении столетий, как истинные кочевники, искали себе новую. Странная, беспокойная, всегда в движении жизнь-дорога сформировала характер этой народности и отношение к ней окружающих – настороженное, недоверчивое. Но с конца ХХ века ромалы в Беларуси стали вести оседлую жизнь, 23 года назад в д. Городец Кобринского района поселилась семья Степана Юзепчука, вслед за ним приехали другие, и сегодня в окрестных селах несколько десятков цыганских дворов.

– У нас нормальные цыгане живут, многие работают, криминалом не грешат, – рассказывает председатель Городецкого сельисполкома Мария Зданевич. – Есть и те, кто занимается с лошадьми. А Степан Юзепчук у них – барон.

К нему мы и заглянули в первую очередь. «Почему цыгане так любят лошадей? – переспрашивает он и с ностальгией отвечает: – Когда ромалы переезжали с места на место, у них ничего не было, только конь, воз, кнут и подушка. Без лошади воз не поедет, так как же цыгану не любить своего коня?»

Степан Степанович сам когда-то кочевал вместе с родителями, дедом и бабкой. В их таборе было примерно полсотни подвод, у каждой семьи – как минимум одна лошадь. Они и по России, и по Украине колесили, до сих пор помнит цыган, как останавливались в поле, жгли костры, в праздник девушки танцевали, а молодые мужчины устраивали скачки. Дед, Владимир Григорьевич Юзепчук, кузнецом был, миллион коней за свою жизнь подковал, а женщины по материнской линии заговоры знали, мама, Ольга Владимировна, и теперь умеет животных лечить, многим в своей деревне помогает.

Читайте также  Все про перепелов

Степан и Светлана Юзепчук уже 12 года живут в д. Городец.

Ой да конь мой вороной!

– А правда, что цыгане язык лошадей знают?

– Правда, – улыбается Николай Батура, сборщик молока с городецких подворий. – Мой дед знал лошадиный язык, разговаривал с конями, понимал их, и они его понимали, слушались.

Дед Сергей Афанасьевич и обучил Николая всем премудростям – как выбирать лошадей, как воспитывать и ухаживать за ними. Было это пару десятков лет назад, еще во время кочевой жизни в таборе. В молодости Николай даже в соревнованиях участвовал – специально с дедом на скачки в Казахстан ездили и даже призы брали. А 7 лет назад, когда приехал в Городец и предложили взять коня, чтобы молоко собирать, без колебаний согласился – взыграла давняя страсть.

Николай Батура иногда «воспитывает» своего Филю, но чаще хвалит. Он знает повадки лошадей и умеет лечить животных.

– Лошадь с цыганом едина, она и кормилец, и транспорт, и друг, – говорит конюх, нежно поглаживая своего мерина Филю по холке. Крепкий вороной конь согласно кивает – привык доверять хозяину. Да и как иначе, если тот по глазам может определить, какое у него настроение, не болит ли чего, ни разу не огрел, чтобы заставить неподъемную телегу тащить, не гнал так, чтоб пар из ушей валил, балует сахарком и заботится, как о малом дитяти.

Видно, кони мне попались привередливые…

– А лошади действительно, как дети, добрые или еще и умные? – интересуюсь у Николая.

– Очень умные, – со знанием дела говорит собеседник. – Куда коня ни заведи, домой вернется в любом случае, но в болото или глубокую воду ни за что не пойдет – чувствует опасность. И людей чувствует, причем и по запаху, и нутром – плохого человека не подпустит, а вот своего хозяина никогда не ударит, но если с ним плохо обращаются, перегружают или бьют, начинает брыкаться, шугаться, может понести или даже сбросить седока. Первый признак, что лошади что-то не нравится, – она складывает уши, прижимает к голове.

– Лошади легко поддаются дрессировке? И какой метод лучше – кнута или пряника?

– Укротить можно любую лошадь, но только делать это надо умело, сочетать ласку и требовательность, проявлять настойчивость и поощрения, – уверен Николай Батура. – А если коня сильно наказывать, он, может, и покорится, но будет нервным, норовистым.

А как он сам «воспитывает» своего Филю? Когда надо, говорит, погладишь, приласкаешь – и он начинает радостно играть, а бывает, что и прикрикнешь строго – конь понимает: баловаться нельзя, голову опустит и стоит.

– А кнут у вас есть? – спрашиваю цыгана. – Доводилось применять?

– Нет, – отвечает, – теперь их мало, а вот у деда моего был.

Я коней своих нагайкою стегаю

Кнут для цыгана – не просто хлыст, это предмет гордости, признак состояния и положения в таборе. Да и не хлыст это вовсе, и не плетка – цыганский кнут изготавливается особым способом: на полуметровом деревянном кнутовище закрепляется от 4 до 24 кожаных ремешков разной длины, которые переплетаются так, чтобы вначале кнут был с ладонь толщиной, а к концу постепенно утончался, пока не оставался один ремешок. И длина кнута была – не поверите! – и 10, и 20 метров. Использовали его для обучения лошадей, для выпаса, для ловли – как лассо. Кнут постоянно мог носить не каждый цыган, а только лошадник, кузнец либо знатный рома. Украшения на кнутовище и длина кнута были признаками богатства и сословия. Увидишь цыгана с шикарным кнутом, знай: он из свиты барона или имеет мини-табун. У деда Степана Юзепчука был кнут длиной 5 метров, как у кузнеца, а у деда Николая Батуры – 11 метров, как у лошадника. Кнут для цыгана был настолько знаковым предметом, что его передавали по наследству как ценность. Дед, говорит Николай Сергеевич, его отцу свой кнут отдал.

Владимир Юзепчук недавно приобрел собственную лошадь и с удовольствием катает на ней племянника.

Повысить свой престиж, а заодно и благосостояние мужчина мог еще одним способом – украсть лошадь. Более того, молодой цыган должен был это сделать – проявить удаль и бесстрашие, чтобы на него посмотрели в таборе как на взрослого. «Чтобы увести лошадь, парень брал лисью шкуру, надевал на себя и подкрадывался к стаду, – рассказывает Степан Юзепчук. – Подползет вплотную, найдет нужного, вскочит на него – и был таков, никто его уже не догонит». Степан Степанович знает не понаслышке, о чем говорит, а Николай Сергеевич подтверждает: не от лихости или тяги к криминалу коней уводили – национальный обычай такой, иные цыгане 5-6 лошадей имели исключительно благодаря своему таланту.

Цыгане и кони

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

http://gipsylilya.livejournal.com/900407.html
[В сокращении]
Лошади были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган. В отличие от них, у британских цыган долгое время лошадь в быту была огромной редкостью – своё имущество они передвигали в тележках. А азиатские и «арабские» цыгане предпочитают осликов. Итак, поговорим о хорошо знакомых нам рома.

Значительная часть рома вела кочевой образ жизни, но восточноевропейские и российские предпочитали жить с комфортом, и поэтому имущество их плохо умещалось на тачке, требовалась телега. Кстати, именно на основе телеги ставился шатёр у руска рома и некоторых других цыган. Т. е. для нормального цыганского быта были просто необходимы конь и телега.

Среди русских цыган непременным атрибутом взрослого мужчины считался кнут – аналогично ножу на Кавказе (кнут был не только знаком лошадника, но и оружием). В кнутовище был залит какой-нибудь тяжёлый металл, и в драке оно использовалась как банальная дубинка.

Кнуты делали сами цыгане. Своей первый кнут мальчик делал уже в раннем подростковом возрасте, готовясь перейти в разряд юношей (которым можно жениться и необходимо заниматься мужской работой), ведь юношу от мальчика отличают именно кнут и сапоги! Кони – мужская забота, а сапоги носятся:
а) чтобы предохранять голень от потертостей при частой езде на лошади (особенно если со стременами);
б) чтобы оказывать большее управляющее воздействие на лошадь – каблук.

Если для крестьян продажа цыганом лошади связана с обманом, надувательством (порой в самом прямом смысле слова, через соломинку), то дворяне искали красивых горячих коней именно у цыган. И главными поставщиками коней для армии были тоже они. Никакого противоречия нет. Просто по тогдашним понятиям о качестве товара должен был заботиться покупатель, а не продавец. Так и получалось, что для заядлых лошадников «цыганский конь» был символом лошадиного качества, а для менее искушённых – паршивой лошадёнки.

Но зарабатывали цыгане лошадьми не только путём продажи и обмена. Зимой руска рома становились на постой в деревню. В качестве основной валюты тут шли конский навоз и вспашка крестьянской земли по весне.

Неудивительно, что наличие своего коня стало обязательным условием для того, чтобы парень мог жениться. Обычно коня парень заводил, просто заработав на него в ходе работы с семьёй либо получив в подарок от старшего родственника.

¬1) Но если по каким-то причинам это было невозможно, парни решались на увод. Уводился, как правило, барский конь; мальчишка поленивей или не рассчитывавший на богатую невесту мог увести и крестьянского, но это было гораздо опасней, поскольку у крестьян был обычай забивать конокрада насмерть. Таким образом парень добывал себе право жениться.

2) Увод лошадей был также способом показать молодеческую удаль, в основном среди подростков и молодых мужчин. Как ни странно, обычай уводить лошадь из озорства прошёл сквозь советское время и сохранился посейчас.

4) Или – из любви к самим лошадям. Например, цыган мог увидеть коня у какого-нибудь барина, по-хорошему приобрести не получается – и конь менял хозяина.

5) Наконец, существовали профессиональные конокрады, чаще встречались в Сибири – возможно, в Сибири многие цыгане были потомками арестованных за конокрадство. Впрочем, среди цыган-сибиряков были вполне нормальные конезаводчики, вроде небезызвестной семьи Бузылёвых.

Особенностью как профессиональных конокрадов, так и случайных уводчиков коней было то, что цыгане не имели обычая сводить сразу табун лошадей, воруя их по 1-2 штуки.

Из-за того, что вся цыганская жизнь зависела от коня (или коней) семейства, то лошади и всё, что с ними было связано, были в цыганских глазах сакральны. Даже самих себя цыгане ассоциировали с конями, и назвать мужчину конём, а женщину – кобылой в цыганской культуре всегда было не только не оскорбительно, но даже наоборот – считалось хорошим, поэтическим сравнением.

В наше время место коня в жизни и цыганском сознании заняли автомобили. Во многих семьях жизнь до сих пор зависит от коня, уже железного. Это не только семьи «бомбил» и грузоперевозчиков, но также – что особенно заметно на Балканах – семьи, занимающиеся сбором и сдачей металлолома и бумаги и частенько живущие на свалке (экс-Югославия, Чехия, Словакия). Их «железный конь» не только перевозит материалы; автомобильный аккумулятор также используется как источник электроэнергии в самодельных лачугах, при помощи которых работают телевизор, лампочки, электроплитки и даже иногда маленькие стиральные машинки. Таким образом, их «конь» до сих пор является центром быта.

Однако и настоящих коней не забывают. У иных цыган одно время было модно дарить девочкам на счастье кулончики в виде золотых подковок, и до сих пор многие городские цыгане коллекционируют фигурки лошадок или их изображения.

Цыганские лошади: условия содержания и перспективы разведения

Цыганские лошади: условия содержания и перспективы разведения

Даже если воздержаться от явных стереотипов, цыгане всё равно представляются в определенной степени кочевым народом. Даже одним из национальных символов ромов является колесо от телеги. Ну а кто должен тянуть за собой эту телегу? Разумеется, упряжная лошадь. Появление породы цыганских лошадей было и закономерным, и случайным одновременно, ведь никто не ставил перед собой задачу выведения такой породы. А между тем потребность в таких лошадях у кочевавших по всей Европе таборов была.

Происхождение цыганской породы лошадей

Об истории расселения цыган известно не так уж много. Считается, что в Европу они пришли с территории Византийской империи. Постепенно двигаясь на запад, цыгане, наконец, оказались на Британских островах, и произошло это в начале XV века, а точнее в 1430 году.

Не совсем понятно, почему именно здесь, но процесс выведения новой породы начался и спустя несколько веков успешно завершился на острове Ирландия. Тогдашние цыганские лошади, которые представляли собой довольно пеструю смесь из разных пород, собранных на всем пути из Византии к Атлантике, скрещивались с представителями английских, ирландских и шотландских пород. Особенно значительный вклад в выведение цыганской упряжной лошади сделали клейдесдали, фелпы, дейлы, хайленды и шайры.

Цыганская лошадь

Хотя в доиндустриальную эпоху цыгане считались отличными наездниками, им самим верховые лошади были не очень-то и нужны. А вот потребность в упряжных животных была очень высокой. Именно в этом направлении и велась селекционная работа.

Также на характеристики породы повлияла и беспросветная бедность цыган. Ни о каких конюшнях и сбалансированных кормах речи быть не могло. Цыганские кони часто ходили даже неподкованными, а уж питались эти животные лишь тем, что успевали сорвать во время ночной стоянки или двигаясь по дороге с телегой. Также нечего говорить и о ветеринарном уходе для лошадей. Больное животное просто продавали или забивали.

Несколько столетий такой практики привели к тому, что у ирландских цыган появилась собственная порода упряжных лошадей, отличавшаяся выносливостью и неприхотливостью. Ничего другого кочевым ромам не было нужно, и никакая другая порода не могла бы вынести их образа жизни.

Читайте также  Виды чаек фото с названиями и описанием

Глядя на фото и видео цыганских лошадей, не трудно заметить, что у них преобладает пегая масть. Это также связано с бедностью цыган, выводивших новую породу. Дело в том, что пегая масть продолжительное время считалась «мусорной», поэтому такие лошади, независимо от породы, стоили очень дешево. Даже в кавалерию, где всегда наблюдалась острая нехватка животных, пегих лошадей брали крайне неохотно, поскольку воевать на лошади, окрасом напоминающей корову — сомнительная честь. А вот цыганам было абсолютно всё равно, какой масти животное, главное, чтобы работало хорошо. Вот они покупали пегих коней по бросовым ценам. В итоге сегодня в цыганской породе пегие лошади составляют очень значительную часть.

Цыганская лошадь — фото и описание

Поскольку в родословной цыганских лошадей было немало пони, рост представителей данной породы удивительно небольшой: от 135 до 160 см.

Красивая лошадь цыганской породы

Экстерьер довольно необычный и в чем-то напоминает фризскую лошадь: грубая голова с горбоносым профилем и длинными ушами; низкая холка и массивные плечи; сильные ноги с очень прочными копытами. Достаточно лишь раз посмотреть на цыганскую лошадь, чтобы отметить ее очень густые гриву и хвост. От клейдесдалей и шайров им также достались пышные «фризы» (кисточки) на ногах. Еще одной отличительной чертой породы является наличие небольшой бородки, что у лошадей вообще большая редкость.

Как уже было сказано выше, в окрасе цыганских лошадей преобладает пегая масть, но при этом также встречаются любые другие расцветки.

Поскольку долгое время развитие породы шло бессистемно, а в настоящее время тинкеры разводятся по нескольким стандартам, сегодня внутри породы имеются некоторые довольно существенные различия. Например, в США цыганских лошадей делят сразу на три основные группы: «мини» — лошади ростом ниже 142 см, «классик» — от 142 до 155 см и «гранд» — рост более 155 см.

Цыганские лошади тяжеловозы известны довольно спокойным и даже флегматичным нравом. Некоторые заводчики даже уверяют, что порой тинкера нужно растормошить, чтобы он обрел бодрость. По этой причине эти кони часто выбираются для обучения верховой езде. Цыганских кобыл очень охотно берут на роль кормилиц для жеребят верховых пород, поскольку чистокровные верховые кобылы настолько горячи, что даже выкармливать собственных детей порой не могут.

Лошадь цыганской породы

В целом же ирландские кобы характеризуются как сильные, выносливые и неприхотливые животные. Лучше всего они подходят для использования в упряжке, но и под седлом проявляют себя неплохо. Особенно славятся они своим мягким аллюром и, как ни странно, отличной прыгучестью.

Условия содержания и рацион цыганских лошадей

Поскольку порода выводилась в довольно жестких условиях при отсутствии систематического кормления, цыганские лошади тяжеловозы, видео которых здесь представлено, получились очень выносливыми и неприхотливыми как к условиям содержания, так и к составу кормов. По сути, эти лошади изначально приспособлены к тому, чтобы жить под открытым небом круглый год и питаться только травой, которую они сами успеют сорвать на ночной стоянке или во время дневного перехода.

Сегодня же, однако, цыганская лошадь пользуется бешеной популярностью во всем мире и особенно в США. Средняя стоимость одного породистого животного колеблется в пределах от 10 до 25 тысяч долларов. Очевидно, что настолько дорогих лошадей никто не будет держать в открытом загоне и кормить лишь сеном и травой.

Кони цыганской породы на выпасе

Ввиду вышесказанного складывается ситуация, при которой каждый владелец цыганской лошади самостоятельно определяет, насколько комфортные условия для своей подопечной создавать и чем ее кормить. Своего рода золотой серединой будут стандартные условия содержания породистых лошадей: чистая светлая конюшня с хорошей вентиляцией, но без отопления. Кормить же цыганских лошадей тоже можно стандартным рационом: основу составляют сено и трава, плюс зерновые и овощи.

А вот на что следует обратить особое внимание, так это на гриву, хвост и фризы коня. Как видно на фото, у цыганских лошадей они всегда очень густые и порой даже вьющиеся. Чтобы поддерживать животное всегда в нарядном виде, нужно регулярно расчесывать эти места и мыть с шампунем.

Преимущества и недостатки лошадей цыганской породы

Несмотря на свою молодость, цыганская порода лошадей пользуется большой популярностью в Европе и Северной Америке. Наряду с фризской лошадью тинкеры являются самыми дорогими в мире. Очевидно, что плохая порода таким спросом никогда бы не пользовалась. Сегодня цыганских лошадей ценят, прежде всего, за:

Преимущества лошадей цыганской породы

  1. Эксклюзивность. На данный момент в большинстве стран мира поголовье тинкеров очень невелико, то есть владелец такой лошади имеет отличную возможность похвастаться перед друзьями редким экземпляром.
  2. Красивый экстерьер. На фото цыганской упряжной лошади хорошо видно, что она вобрала в себя многое от клейдесдалей и шайров. Иными словами она обладает очень нарядной внешностью и порой напоминает огромную плюшевую игрушку. На такой лошади приятно кататься, и она хорошо смотрится в упряжке.
  3. Мягкие аллюры. Эта особенность цыганских лошадей опять-таки делает их очень удобными в использовании для верховой прогулочной езды.
  4. Спокойный нрав. Тинкеры на удивление спокойны и покладисты. Чтобы их разозлить, нужно приложить массу усилий. По этой причине лошадь отлично подходит для тех, кто только учится верховой езде.
  5. Неприхотливость. Немного найдется пород лошадей, которые были бы настолько просты в содержании и кормлении. Цыганская лошадь будет благодарна даже элементарному навесу от дождя и самому простому корму.

Упряжная порода: тинкер

Недостатки цыганской породы лошадей довольно несущественны:

  1. Дороговизна. Из-за того, что сейчас лошадь пребывает на пике популярности (а возможно, этот пик еще даже и не достигнут), стоимость чистопородных тинкеров довольно высока. По этой причине рядовой коневод зачастую вынужден лишь любоваться фото цыганской породы лошадей, поскольку не может себе позволить такое дорогое животное.
  2. Непригодность для скоростных видов спорта. Хотя цыганская лошадь может хорошо себя показывать в выездке, в скачках она совершенно невыразительна.

Перспективы разведения цыганской лошади

Тинкеры во многом похожи на фризскую лошадь. И речь не только и не столько о внешнем виде, сколько о вариантах использования этих лошадей. По сути это декоративные породы, которые отлично смотрятся запряженными в красивую карету во время различных торжественных мероприятий.

Как и фризские лошади, тинкеры могут использоваться для катания туристов в каретах или верхом по городским паркам, но вот в настоящую загородную природу их лучше не выпускать. Причина проста: пышная грива, хвост и фризы на ногах очень быстро засоряются растительным мусором, и потом после каждой такой поездки лошадь приходится долго вычесывать и приводить в порядок.

Разведение цыганской лошади

А вот для обучения верховой езде или просто для частных прогулок по ухоженной загородной территории цыганские лошади подходят вполне. Комфортные для всадника движения и мягкий характер животного делают тинкеров очень подходящими для этого.

В спортивных соревнования цыганских лошадей используют крайне редко, поскольку чистокровные верховые породы по скоростным характеристикам очень сильно превосходят низкорослых и коротконогих тинкеров. Единственный вид Вид – эволюционно сложившаяся совокупность особей, характеризующаяся единым . спорта, где эта порода показывает себя очень хорошо — это выездка.

Наконец, нет необходимости долго объяснять, почему низкорослая и очень дорогая лошадь не может использоваться в качестве мясо-молочного скота.

А вот для разведения на продажу лошадь подходит неплохо. Учитывая растущий спрос на эту породу в России и ее малочисленность, разведение цыганских лошадей в Великом Новгороде или другом крупном городе может стать хорошим бизнесом.

gipsylilya

Лошади-кони традиционно были очень значимы в цыганском быте и (по этой причине) в культуре.

Лошади были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган.

А не глядите так удивлённо. Вы знаете, что у британских цыган долгое время лошадь в быту была огромной редкостью? В отличие от трэвеллаз, своё имущество они передвигали в тележках. А азиатские и «арабские» цыгане традиционно предпочитают осликов (без пошлых ассоциаций, пожалуйста).

Итак, кони были традиционно значимы в быте и культуре большинства европейских цыган, в том числе у хорошо знакомых вам (и мне) рома, о которых и пойдёт речь в этом рассказе.

Прежде всего, это было, конечно, связано с тем, что значительная, если не большая, часть цыган-рома вела кочевой образ жизни. В отличие от британских цыган, восточноевропейские и российские предпочитали жить с комфортом, и поэтому имущество их плохо умещалось на тачке, требовалась телега, а телегу на своём горбу не протащишь. Кстати, именно на основе телеги ставился шатёр у руска рома и некоторых других цыган. То есть, для нормального цыганского быта были просто необходимы лошадь (конь) и телега, и они считались центром всего этого быта. Именно поэтому в цыганскую культуру то и другое вошло как символ семейной жизни. Однако, нахождение лошади и в цыганском быте, и в цыганской культуре этим не ограничивалось.

Прежде, чем углубиться в тему, давайте вы, дорогие читатели, вспомните, что знаете о связи между цыганами и лошадьми?

1) На лошадях цыгане кочевали.
2) Русские цыгане жили за счёт торговли и обмена лошадьми.
3) Цыгане воруют коней.

Это, в общем, и всё, что известно среднему русскому человеку. И отсюда мы будем плясать, как от печки :)

Про тему кочевья я написала выше, а как в цыганском быте и цыганской культуре выглядели остальные два пункта?

Итак, русские цыгане (так же, как ловари в Венгрии) жили по большей части за счёт торговли и обмена лошадьми. В связи с этой деятльностью, непременным атрибутом взрослого мужчины считался кнут — по своей социальной значимости (как атрибута), кнут можно сравнить с ножом на Кавказе. По своей практической значимости — тоже :) Поскольку кнут был не только знаком лошадника и взрослого мужчины, но и оружием. Причём им можно было не только ловко щёлкать, но и бить кнутовищем, как дубинкой (на конец кнутовища традиционно было деревянное утолщение, кроме того, на случай серьёзной драки в само кнутовище бывал залит свинец; использовать в драке между цыганами «залитые» кнутовища запрещалось, только для защиты жизни от нападения извне).

В принципе, кнуты были важны и не лошадникам, поскольку кони были важной частью жизни многих кочевых цыган.

Кнуты делали сами цыгане, покупные не котировались. Свой первый кнут мальчик делал уже в раннем подростковом возрасте, готовясь перейти в разряд юношей (которым, в отличие от мальчиков, можно жениться и которым необходимо заниматься мужской работой), ведь юношу от мальчика отличают именно кнут и сапоги! Сам хлыст плёлся из кожаных ремешков, а кнутовище украшалось замысловатой геометрической резьбой.

Делали кнуты не только подростки, но и мужчины. Хороший кнут считался ценным подарком. Помимо красоты, в нём ещё ценилась удачливость. Считалось, что хороший барышник «заражает» удачливостью свой кнут, а кнут, в свою очередь, может «заразить» удачливостью другого барышника. Из этих соображений кнуты иногда выторговывали при мене, и часто — оставляли в наследство, и наследству такому радовались так же, как, например, горшку золотых монет, а почёту в нём видели гораздо больше.

Сапоги как атрибут юноши и мужчины, опять же, были значительно связаны с тем, что кони — мужская забота. Потому как у коней копыта, копыта твёрдые, кони тяжёлые, на босую ножку лошадка наступит — пиздец босой ножке, а сапоги некоторым образом от инвалидности предохраняют. Таким образом, лошади напрямую повлияли на мужской цыганский костюм.

UPD: поправка от loybukanah , как человека более искушённого:
«В этом случае их сапоги напоминали бы ботинки рудокопа из самой жесткой кожи.
даже если лошадь наступит на ногу, обутую в сапог — мало не покажется. Поэтому любой опытный конник просто не даст лошади наступать себе на ногу.
А сапоги носятся: а) чтобы предохранять голень от потертостей при частой езде на лошади (особенно, если со стременами). В том числе — предохранять штаны от протирания в этих местах — это сейчас штаны синтетические и всегда можно купить новые.
б) чтобы оказывать большее управляющее воздействие на лошадь — каблук.»

Читайте также  Когда убирать лук

Если вспомним русский фольклор, то обнаружим, что продажа цыгана лошади связана с обманом, надувательством (порой в самом прямом смысле слова, через соломинку). При этом, если мы посмотрим на литературу XIX века и на исторические факты, мы обнаружим, что цыгане были поставщиками лошадей для армии и что у них дворяне искали красивых горячих коней. Нет, в этом нет никакого противоречия.

Дело в том, что цыгане торговали как отменными, первостатейными конями, так и замаскированными задохликами. Концепции «специально продавать самое говнище» у цыган никакой не было, просто, как всякий российский купец, каждый товар, который был, он хотел продать с выгодой. А о выгоде покупателя, как тогда полагала купеческая общественность, должен заботиться сам покупатель. Вот и получалось, что для одних (заядлых лошадников) «цыганский конь» был символом лошадиного качества, а для других (менее искушённых) он же становился время от времени символом надувательства и паршивой лошадёнки.

Но зарабатывали цыгане лошадьми не только путём продажи и обмена. Как я уже писала, зимой руска рома становились на постой в деревню. В качестве основной валюты тут шли конский навоз и вспашка крестьянской земли по весне. Т.е. не только летом, но и зимой от лошади зависело наличие домашнего уюта у цыганской семьи.

Неудивительно, что наличие своего коня стало обязательным условием для того, чтобы парень мог жениться. Нет коня — нет дома, нет семьи.

Это жёсткое условие было одной из причин такого явления, как увод лошадей. Конечно, обычно коня парень заводил, просто заработав на него в ходе работы с семьёй, либо даже получив в подарок от старшего родственника (отца, крёстного, деда). Но семья могла быть и бедной, или парень мог быть сиротой, или вовсе старшее поколение могло артачиться, говоря, что молод он жениться (поскольку женитьба сына, особенно не-младшего, значило скорое его отделение, а значит, уход из семьи рабочих рук). В этом случае парни решались на увод. Уводился, как правило, барский конь, причём старались его найти подальше от нынешней стоянки табора; мальчишка поленивей или не рассчитывавший на богатую невесту мог увести и крестьянского, но это было, надо сказать, гораздо опасней, поскольку у крестьян был обычай забивать конокрада насмерть, невзирая на возраст. Таким образом, парень и добывал себе право жениться, и затыкал рот старшим родственникам, поскольку после такого громкого поступка говорить, что он недостаточно взрослый, уже не было никакой возможности.

Цыганский парень уводит коня. Иллюстрация Н.Бессонова к рассказу Г.Цветкова «Цыганская любовь»

Однако, любовь к девушке была не единственной причиной конокрадства в цыганской среде.

Увод лошадей был также способом показать молодеческую удаль, в основном, среди подростков и молодых мужчин. Сначала это, по-видимости, одобрялось цыганами, но со временем стало восприниматься взрослыми, как хулиганство, представляющее опасность для табора. Как ни странно, обычай уводить лошадь из озорства прошёл сквозь советское время и сохранился посейчас. Широко известна байка про двух весьма немолодых городских (!) цыган, которые, после пары рюмочек друг с другом, резко вспоминали о том, что они цыгане, и шли искать себе подвигов. Так, они умудрились упереть по разу коняшек не только из близлежащего колхоза и с конноспортивной базы, но даже у местной конной милиции. Стариков-разбойников каждый раз ловили вечером того же дня. в одной и той же рощице, где они за шашлычком обмывали свой подвиг :) Входя в ситуацию, пострадавшие забирали и лошадей, и заявления, а для милиции старички были чем-то вроде ходячего анекдота.

Увод лошадей встречался также и из любви к самим лошадям. Например, цыган мог увидеть коня у какого-нибудь барина, тот отказывался продать-поменять, или же цыгану было не на что произвести куплю-обмен, а сердце уже горело, ибо цыгане — народ влюбчивый, вот и получалось, что в одну прекрасную во всех отношениях ночь барский конь покидал своё стойло. Большинство цыганских песен, посвящённых конокрадству (хотя это и не самый популярный жанр, но всё же), обычно описывают такой случай.

Наконец, существовали профессиональные конокрады, одиночки либо семейные, потомственные. Русские цыгане, рассказывая о них, отмечают, что такие чаще встречались в Сибири, чем в европейской части России. Возможно, причина в том, что в Сибири многие цыгане были потомками арестованных за конокрадство цыган — не знаю. Впрочем, в любом случае не стоит наговаривать разом на всех цыган-сибиряков, были среди них вполне нормальные конезаводчики, вроде небезызвестной семьи Бузылёвых.

Особенностью как профессиональных конокрадов, так и случайных уводчиков коней было то, что цыгане не имели обычая сводить сразу табун лошадей, воруя их по одной-две штуки. Причина ли в каких-то особых «понятиях» или просто в специфике кочевой жизни, теперь уже непонятно.

Однако, раскрытыми выше темами роль лошадей в цыганской традиционной культуре не ограничивается.

Из-за того, что вся цыганская жизнь зависела от коня (или коней) семейства, то лошади и всё, что с ними было связано, были в цыганских глазах сакральны.

Так, в одной цыганской сказке цыгане видят истинный облик чёрта, глядя на него сквозь хомут. Обычай призывать подковой удачу на жилище происходит, скорее всего, именно от цыган; во всяком случае, он у цыган был распространён и встречается порой и сейчас. Многие цыгане традиционно считали и считают табу есть конское мясо. Конь в сказке, песнях выступает прямо как волшебный помощник: предупреждает о беде, уносит от беды, спасает, защищает. Даже самих себя цыгане ассоциировали с конями, и назвать мужчину конём, а женщину — кобылой в цыганской культуре всегда было не только не оскорбительно, но даже наоборот — считалось хорошим, поэтическим сравнением. Если вы отмотаете назад по метке цыгане, вы увидите ряд пословиц, где «цыгане» называются «конями», а цыганки — «кобылами».

В наше время место коня в жизни и цыганском сознании заняли автомобили. Каждый парень стремится обзавестись автомобилем в знак своей «самостоятельности», как прежде стремился обзавестись конём. Во многих семьях жизнь до сих пор зависит от коня, уже железного. Это не только семьи «бомбил» и грузоперевозчиков, но также — что особенно заметно на Балканах — семьи, занимающиеся сбором и сдачей металлолома и бумаги и частенько живущие на свалке (экс-Югославия, Чехия, Словакия). Их «железный конь» не только перевозит материалы; автомобильный аккумулятор также используется как источник электроэнергии в самодельных лачугах, при помощи которых работают телевизор, лампочки, электроплитки и даже иногда маленькие стиральные машинки. Таким образом, их «конь» до сих пор является центром быта.

Однако и настоящих коней не забывают. У иных цыган одно время было модно дарить девочкам на счастье кулончики в виде золотых подковок, и до сих пор многие городские цыгане, в жизни видевшие живую лошадь может, раз, может два, любят признаться в любви к коням, а некоторые воплощают эту любовь, коллекционируя фигурки лошадок или их изображения.

Считаю монеты на ладони:
О О О O О О O О O О О О O O O O O O O O О О O О О О О O O O O O

UPD: в комментах, процитировав первую строку, мне попеняли, что не рассказываю страшную правду — что цыгане крали коней :D

Кочевая жизнь цыганских лошадей

Цыгане и лошади в глазах большинства связаны также тесно, как летчики и самолеты. Этот образ прочно вошел в жизнь современного человека благодаря кинематографу и литературе.

  • Кочевая жизнь
  • Торговля и обмен
  • Конокрадство
  • Свадьба
  • Бравада и показная удаль
  • Любовь к лошадям
  • Профессия

Большинство людей на вопрос «Что Вы знаете о цыганах?» отвечают так:

  • цыгане – кочевой народ, а цыганские кони – их основное средство передвижения;
  • раньше цыгане жили за счет продажи лошадей или их обмена;
  • все цыгане – конокрады.

Давайте попробуем разобраться по пунктам, какую роль играли цыганские лошади в жизни этого народа и насколько наше представление о них соответствует действительности.

Кочевая жизнь

В прежние времена этот народ действительно вел кочевой образ жизни, в котором лошадям отводилась главная роль.

Лошади цыганские

Российские цыгане всегда ценили комфорт, поэтому для установки табора им требовалось множество вещей, которые размещались на довольно больших телегах. Без лошадей их сдвинуть с места просто было невозможно.

Кроме того, сами шатры ставились на основе телеги, поэтому огромное значение цыганских коней как средства передвижения становится неоспоримым. Телега – центр быта этого народа, а лошадь – её двигатель. Поэтому запряженная этим животным повозка является символом семейного очага.

В настоящее время кочевых цыган встретить довольно сложно. Большинство из них давно ведут оседлый образ жизни. Однако цыганские кони были и будут одним из непременных атрибутов этого народа.

Торговля и обмен

Утверждение о том, что основной хозяйственной деятельностью цыган была торговля этими животными и их обмен, является верным.

Об этом свидетельствует и внешний облик мужчин этого народа, непременными атрибутами которого были кнут и сапоги.

Кнут для цыгана – как кинжал для джигита. Это не только символ социального статуса, но и весьма практичная вещь. Помимо работы с лошадьми, его можно было использовать и как оружие, причем не только как плеть. Рукоятка цыганского кнута на конце имеет утолщение, в которое часто заливался свинец. Такая дубинка была весомым аргументом в рукопашной схватке. Свой первый кнут настоящий цыган должен был сделать себе сам. Нередко этот непременный атрибут настоящего рома (самоназвание этого народа) передавался по наследству или преподносился в качестве весьма ценного подарка.

С кнутом связаны и торговые суеверия. Считалось, что хороший барышник передает свою удачу своему кнуту, а тот, в сою очередь, может передать её другому. Поэтому часто при торге и обмене старались сторговать не только коня, но и кнут, и если это удавалось – сделка считалась вдвойне удачной.

Второй атрибут настоящего рома – сапоги, также связан с цыганскими конями. Они хоть немного, но защищали ноги от тяжелых копыт этих крупных животных, да и выглядели весьма презентабельно.

В русском фольклоре нередко покупку коня у цыгана ставили наравне с обманом – надувательством. Это не совсем так. Если углубиться в историю, то именно лошади цыган очень ценились дворянами, да и российская армия нередко закупала цыганских лошадей для своих нужд. Так почему надувательство?

Суть в том, что при торге с этим народом можно было купить как отменного скакуна, так и замаскированную под него дохлую клячу. И никакого специального прицела на обман в этом не было. Обычный практический расчет. Если человек не разбирался в лошадях, не считалось зазорным подсунуть ему залежалый товар.

Истинным же знатокам таких «задохликов» даже не предлагали. Вот и получилось, что «цыганский конь» в некоторых источниках – знак качества, а в других – синоним нечестного торга.

Однако были и другие источники дохода, связанные с конями. В зимнее время цыгане часто останавливались на постой в деревнях, расплачиваясь за хлеб и кров конскими лепешками (как топливом для печей) и вспашкой пахотных земель.

Конокрадство

Начнем с того, что крали коней далеко не все представители этого кочевого народа. Однако и редкими такие случаи не назовешь. Объяснялось это следующими причинами.

Свадьба

Цыган не имел права жениться, пока у него нет своего коня. Обычно его отрабатывали, начиная с малолетства, либо получали в подарок от старших родственников. Однако, если парень был беден, или вообще сиротой, единственным шансом на семейное счастье для него становился увод чужого коня. Как правило, это был конь с барского двора, который находился далеко от табора. Лентяи воровали и крестьянских коней, но это было гораздо опаснее, так как был обычай забивать конокрада насмерть, несмотря на его возраст.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: