Наталья Борисова ландшафтный дизайнер

Наталья Борисова: «Мода изменчива, а сады остаются с хозяевами на многие годы»

:

Ландшафтный архитектор, лектор, участник и член жюри российских и международных фестивалей садового искусства, выставок и конкурсов Наталья Борисова делится своими секретами, рассказывает о трендах ландшафтного дизайна в 2018 году и правильном отношении к природе.

Каждый владелец земельного участка, дачного домика или сада мечтает создать на своей территории настоящий райский уголок. Но какой он, этот идеал? В поисках ответа все рано или поздно обращаются ландшафтному дизайну и практически сразу теряются в море трендов и стилей.

О себе

Наталья, как давно вы занимаетесь ландшафтным дизайном? Что или кто вас вдохновляет? Есть ли у вас собственный сад?

Заниматься ландшафтным дизайном я начала в 2000 г., когда мы с мужем решили благоустраивать собственный лесной участок, и я пошла на курсы ландшафтного дизайна. И чем больше училась, тем больше понимала, что эта профессия мне безумно нравится. Но краткосрочных курсов совершенно недостаточно, даже чтобы нормально сделать свой участок.

Было принято решение получить второе образование (по первому образованию, я врач-кардиолог) и поступить в Высшую школу ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Училась и работала. Потом были ежегодные курсы повышения квалификации. И магистратура в Московском государственном университете леса (МГУЛ).

Ландшафтный архитектор – это профессия, которая находится на стыке нескольких направлений и требует знаний в различных областях. С одной стороны – это проектирование, умение грамотно работать с пространством и архитектурой, понимание стилей, истории культуры и даже философии. С другой – знания о растениях, почве, агротехнике и фитопатологии. Также необходимы инженерная подготовка, понимание вертикальной планировки, устройства дренажных сетей, ливнеотводов, систем освещения, полива, водоемов, технологий строительства. Экономическая и юридическая стороны вопроса тоже важны – надо готовить сметы, отчеты, договоры, оформлять отношения с заказчиками и подрядчиками. Психологию тоже нельзя игнорировать, чтобы лучше понимать людей, с которыми приходится иметь дело.

Да и сейчас, когда я уже сама преподаю и провожу семинары, с удовольствием иду на лекции и мастер-классы, если темы интересные.

Свой участок мы, конечно, давно благоустроили. Наш сад – это кусочек лесного массива, где мы бережно сохраняем лесные растения, травы, мхи, папоротники, грибы. У нас есть небольшой водоем с карпами кои и плодовые деревья, но мы хорошо понимаем, что на нашем участке мы в гостях – в гостях у леса.

Благодаря своему участку мы приобрели бесценный опыт работы в лесных массивах, который часто используем в нашей практике.

В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN.

Наталья Борисова и Евгений Корнеев alt=»Наталья Борисова и Евгений Корнеев» width=»460″ height=»344″ />

Наталья Борисова и Евгений Корнеев

О трендах

Сейчас, зимой, когда наши читатели не обременены какими-то серьезными работами на своих участках, у них есть возможность подумать об оформлении своих садов в новом сезоне. Расскажите, какие тренды ландшафтного дизайна будут актуальны в 2018 году? Интересно также, какие из них сохранятся с прошлых лет, а что появится нового.

Современные направления в ландшафте формируются не одним днем или даже годом. Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов. И у потребителя должно сформироваться современное мышление, новая эстетика восприятия природы. Сегодня в тренде авторский сад, созданный с учетом особенностей места, архитектуры, наделенный индивидуальными чертами, вызывающий эмоции.

Сумасшедший ритм жизни, нарастание экологических проблем, усталость от городской суеты, экономический кризис способствуют тому, что востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного ухода.

Малоуходные сады – это один из основных трендов в последние годы и, думаю, он сохранится и в дальнейшем. Услуги профессиональных садовников достаточно дороги, заказчики сегодня не хотят тратить деньги впустую, да и постоянное присутствие посторонних людей, поддерживающих порядок в саду, может утомлять.

Конечно, совсем без ухода не обойтись, но грамотный ландшафтный проект позволяет сделать уход более технологичным и минимизировать расходы на обслуживание сада.

На смену сложным в уходе миксбордерам и альпийским горкам пришли посадки массивами из кустарников, злаков и структурных многолетников.

В моде многофункциональность – сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами. Использование минеральных удобрений уже не приветствуется – более экологично применять компост, который можно готовить прямо на участке из скошенной травы и других растительных остатков.

На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.

Западные специалисты выделяют на будущий год следующие тенденции: компактность сада, столовая на открытом воздухе, сохранение естественной среды в масштабах отдельно взятого сада; эксперименты с посадками (выращивание необычных экзотических растений), отказ от традиционных ограждений участков, замена их подходящими растениями; создание всесезонных садов (таких, которые будут красивы в любое время года). Что вы можете о них сказать? Будут ли какие-то из этих тенденций актуальны для нашей территории?

Безусловно, есть общие тренды в ландшафтном дизайне, так же, как в архитектуре, искусстве, моде. Но и особенности национального характера тоже присутствуют.

Если говорить о компактности сада, то я не стала бы называть это трендом, всегда были большие и малые сады. В Европе компактные сады традиционны. Достаточно пройти по улицам маленьких городов, к примеру, в Голландии, и вы увидите чудесные крошечные садики, которым уже не один десяток лет.

Столовая на открытом воздухе – не новое для нас явление, а в нашем дождливом климате беседка или летняя кухня давно стали чуть ли не обязательным элементом сада. Сразу вспоминаются картины Бориса Кустодиева с чаепитием в саду. Так что традиции трапезничать под открытым небом у нас с давних времен.

Эксперименты с посадками – это практически наша национальная забава, особенно учитывая, что многие садовые центры завозят экзотические для нас растения. Однако, на мой взгляд, сейчас, напротив, актуальна тенденция использования местных неприхотливых растений, не требующих сложного ухода, укрытия в зимний период. Прошла мода на цветные формы декоративных растений, крупные соцветия кричащих окрасок. В фаворе злаки, видовые формы растений, подобранные с учетом их экологических требований, устойчивые к болезням и вредителям.

Наталья Борисова: Задача профессионала – не обезличить ландшафт, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности

Наталья Борисова: Задача профессионала – не обезличить ландшафт, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности

Наталья Борисова – ландшафтный архитектор, Член Международной Ассоциации «Союз Дизайнеров», мастер японской школы СОГЭЦУ, участник и лауреат профессиональных конкурсов.

М.Д.: РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ И О ВАШЕМ ПУТИ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ

Н.Б.: В ландшафтное проектирование я пришла не сразу. Мои родители – врачи, и после школы я продолжила семейную традицию, но когда появилась возможность купить участок, сразу же пошла на курсы ландшафтного дизайна.

По мере погружения в мир ландшафтной архитектуры и дизайна стало понятно, что это затягивает, это мое, и было принято решение получить второе образование в Высшей школе ландшафтной архитектуры и дизайна ВШЛАиД при Московском архитектурном институте (государственной академии) МАрхИ. Уже на первом курсе ВШЛАиД начала работать ландшафтным дизайнером, а потом были ежегодные курсы повышения квалификации.

В 2009 году мы вместе с мужем, Евгением Корнеевым, создали ландшафтную мастерскую NB-GARDEN, а в 2014 поступила в магистратуру Московского государственного университета леса (МГУЛ) и в 2016 году защитила магистерскую диссертацию.

М.Д.: КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД САДОМ КЛИЕНТА? КАКИЕ ВОЗНИКАЮТ СЛОЖНОСТИ? ЧЕМ ВЫ ВДОХНОВЛЯЕТЕСЬ?

Н.Б.: Перед началом проектирования мы собираем подробную информацию об участке. Во-первых, необходимы план участка с привязкой всех имеющихся строений, деревьев и коммуникаций, проекты зданий.

Для профессионального проектирования необходим топографический план с четкой фиксацией границ участка. Без топографии невозможно сделать проект вертикальной планировки участка и инженерной защиты участка от подтопления.

Во-вторых, желательно иметь план поселковых коммуникаций, в том числе трассы водоотвода, схему трассировки инженерных сетей, требования к оформлению участка со стороны поселковой администрации.

В идеале полезно познакомиться с результатами геологических и гидрогеологических исследований, особенно при решении вопросов о строительстве дренажно-ливневой системы на переувлажненных участках, участках со сложным рельефом.

При первой встрече с проектируемой территорией оценивается существующий рельеф, микроклимат, инсоляционный режим, почва, растительность, наличие биоценозов на участке, таких как лес, или луг.

Здесь нет мелочей, важно все. И прилегающие территории с открывающимися видами, которые необходимо включить в пейзажи сада, и проблемные зоны, которые желательно задекорировать, и направление ветра, возможно, придется проектировать защитные посадки растений и источники шума на участке. Задача профессионала – не обезличить ландшафт участка, а сохранить его индивидуальность, подчеркнуть особенности.

Одно дело – участок в лесу, другое – на солнечном открытом лугу, на сложном рельефе или на ровной территории.

Выбор проектного решения, материалов для мощения, подпорных стенок, малых архитектурный форм, колористки, ассортимент растений определяется образом сада, основной концепцией, которая находит отражение в эскизном проекте благоустройства участка. Во главе угла в саду всегда идея, образ. Образ задает ту самую гармонию, когда, если убрать одну линию, все рассыпается.

Существующий ландшафт, архитектура, личность заказчиков, характеры и предпочтения, история места – все это может служить бесконечным источником вдохновения для творчества.

Когда мы работаем над проектом, всегда даем название саду, в котором стараемся выразить образ, его основную идею. Иногда придумываем его сразу, иногда название приходит в процессе. Чтобы увидеть этот образ, изучаем участок и долго разговариваем с заказчиком.

М.Д.: ЗА ГОДЫ РАБОТЫ, ВЕРОЯТНО, У ВАС ВЫРАБОТАЛСЯ СВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-ЛИБО ВАШИ ЛИЧНЫЕ ФИШКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ?

Н.Б.: Каждый сад стараемся сделать индивидуальным, не похожим на остальные, но в тоже время у нас есть собственный стиль, в широком смысле этого понятия — свой авторский почерк.

Принципы работы ландшафтной мастерской NB-GARDEN:

1. «Не навреди»

Особенно это касается лесных участков, участков с интересным рельефом. Стараемся максимально сохранить и использовать существующие растения, рельеф, интересные виды.

2. Создание концептуально единого пространства

В основе проекта должна лежать идея, основанная на ощущении «духа места».

3. Разумный прагматизм

Проект должен быть реализуем в индивидуальных технических и финансовых условиях.

4. Подбор растений под экологические условия участка

«Правильное растение в правильном месте».

5. Создание удобного и технологичного сада при дальнейшем обслуживании. Минимизация затрат по уходу за ним.

Читайте также  Гашеная известь применение

За время работы у нас сформировалась фирменная палитра, что делает сады мастерской еще более узнаваемыми. Это неяркие, естественные, дымчатые цвета холодной гаммы. Я очень люблю голубой, лиловый, серый. Иногда добавляем желтый, но тоже неяркий. Если говорить о розовой гамме, то это скорее будет холодноватый розовый, ближе к лиловому или сиреневому.

Не очень люблю краснолистные формы. В нашем климате они кажутся мрачноватыми. Растения с красными листьями хороши только весной с яркой окраской молодой листвы. А позже эти темные пятна смотрятся в саду безрадостно, особенно в тени.

Очень люблю белый. Белый хорош для тенистых участков. А поскольку мы много работаем именно с такими участками, то активно его используем.

М.Д.: РАССКАЖИТЕ О СВОИХ ЛАНДШАФТНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ, ЛАНДШАФТЫ КАКИХ СТРАНЫ ВАС ПРИВЛЕКЛИ БОЛЬШЕ ВСЕГО? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ИЗ УВИДЕННОГО ВАМИ ПРИЖИЛОСЬ БЫ В РОССИИ И ПОЧЕМУ?

Н.Б.: Считаю ландшафтные путешествия одним из важнейших элементов образования людей творческих профессий, источником идей и вдохновения. Для архитектора чрезвычайно важна насмотренность.

Очень люблю сады и парки Германии за тщательно продуманные инженерные решения, грамотные системы водоотведения, освещения, интересное мощение, прекрасные детские игровые площадки. Незабываемое ощущение оставляют японские сады. Прекрасная работа с многолетниками и злаками в садах Нидерландов.

Сады Португалии и Мадейры такие настоящие, они дышат историей. И важно не слепое копирование увиденной картинки, а осознанный выбор решения, адаптированный к нашим условиям. Евгений увлекается фотографией и во время вояжей очень много снимает. Потом мы используем эти фотографии в работе, на семинарах и лекциях.

М.Д.: СЕЗОН ДЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ В САМОМ РАЗГАРЕ. КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ САДЫ СЕЙЧАС В ТРЕНДЕ?

Н.Б.: Мода в ландшафте – это не вопрос выбора цвета или формы, это вопрос использования современных материалов, технологий, новых приемов.

Сегодня востребованы сады в природном стиле, создающие ощущение естественной природы, простые и функциональные, не требующие ежедневного кропотливого ухода.

В моде сочетание эстетики и пользы. В каждом саду хозяева хотят видеть плодовые деревья, кустарники и огороды. Конечно, приятно сорвать ягоду с куста или яблоко с дерева и быть уверенным, что они не обработаны ядохимикатами.

На пике популярности все экологичное – плоды, овощи и используемые в ландшафте материалы.

М.Д.: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К КОНКУРСАМ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ ФЕСТИВАЛЯМ ДЛЯ ЛАНДШАФТНЫХ ДИЗАЙНЕРОВ? ПРИНИМАЛИ ЛИ ВЫ УЧАСТИЕ В ПОДОБНЫХ КОНКУРСАХ? РАССКАЖИТЕ О СВОЕМ ОПЫТЕ.

Н.Б.: Наша компания – частый участник и лауреат садовых фестивалей и конкурсов. Участие в фестивалях и конкурсах – дело хлопотное, затратное в материальном и физическом смыслах. Но процесс создания дарит массу эмоций. Садовые фестивали становятся своеобразной кухней, где формируются новые тенденции, открываются новые имена. Мы стараемся ежегодно участвовать в различных конкурсах и фестивалях.

В последнее время формат нашего участия в фестивалях немного поменялся – нас стали приглашать в качестве членов жюри. Сегодня по всей стране проводятся много различных ландшафтных конкурсов, и это прекрасная возможность для специалистов попробовать свои силы и заявить о себе.

Кусочек Карелии, огород-"тетрис" и всесезонный сад – стильный проект от ландшафтного дизайнера

На участке площадью 0,16 га разместился плодовый сад, разноуровневый огород, беседка, нашлось место для батута, цветников и лужайки для игры в бадминтон. А все вместе слилось в единый ансамбль, который прекрасно гармонирует с современной и лаконичной архитектурой дома.

Маленький размер участка не единственная сложность, с которой пришлось столкнуться специалистам ландшафтной мастерской NB-GARDEN. Но все препятствия преодолены, заказчики довольны, а проект стал лауреатом Первой премии в номинации «Благоустройство малых садов при коттеджах», раздел «Реализация» Международного фестиваля «Дом на Брестской приглашает. Архитектура, Дизайн, Ландшафт».

ландшафтный дизайн

Фото Евгения Корнеева

Подробно о проекте рассказывает его автор Наталья Борисова.

наталья борисова

Кусочек Карелии, огород-"тетрис" и всесезонный сад – стильный проект от ландшафтного дизайнера

Наталья, ландшафтный дизайн – это не только про красоту, но про удобство и функциональность. Какие проблемы довелось решать при обустройстве этого участка?

– Участок, на котором мы сделали сад, был переувлажненный, с тяжелыми грунтами. Первым делом пришлось отводить излишки воды, строить дренажную и ливневую сеть и выполнять другие инженерные работы. Участок не очень большой, но заказчикам и нам хотелось разместить на нем и сад, и огород, и зоны отдыха, поэтому нужно было четко все спланировать, продумать и проложить необходимые коммуникации.

Хотелось «укрыть» дом от лишних глаз, поэтому со стороны дороги мы высадили липы, они частично изолируют и второй этаж.

ландшафтный дизайн

Фото Евгения Корнеева

Поскольку заказчица родом из Карелии, мы постарались внести нотку северо-запада. Безусловно, красоту Карелии нельзя передать на нескольких квадратных метрах, но вызвать ассоциации можно. Мы сделали небольшой участок с большим серым камнем, кедровыми стланиками, высадили сосны.

Получившийся сад декоративен круглый год. С помощью каких растений вы добились такого эффекта?

ландшафтный дизайн

Фото Евгения Корнеева

– Я всегда стараюсь создать смену картинки, чтобы каждый сезон сад менял свой облик. Ранней весной в саду зацветает ирга, начинают цветение луковичные: сциллы, мускари, нарциссы. Им вторит бело-голубым облаком флокс растопыренный. В начале лета наступает пора котовников и луков. Белые и фиолетовые шары луков создают удивительную картину. Осенью на арену выходят злаки – молиния голубая, а если ее не срезать, то она будет чудесно дополнять и зимний пейзаж. В злаки «встроены» луки, эхинацеи, вероникаструмы.

Мы высадили массив из гортензии метельчатой Лаймлайт, которая на протяжении цветения меняет палитру соцветий от светло-зеленого до розоватого оттенка. Гортензии сохраняют красоту до поздней осени.

Нельзя не сказать об осенней красоте бересклета крылатого.

Бесспорно, получилось очень живописно, а сложно ли хозяевам поддерживать такую красоту?

– Садов без ухода не бывает. Сад – живой организм, в нем постоянно происходят какие-то изменения, он растет, развивается. Нельзя однажды его посадить, а потом только наслаждаться красотой. Но, безусловно, можно учесть нюансы его развития и роста и уменьшить и облегчить уходовые мероприятия в саду.

В данном проекте это тоже было одной из наших задач.

Обычно один из самых сложных в уходе элементов сада – это газон.

Он требует постоянного, регулярного ухода. Его необходимо в сезон «кормить», «поить», вычесывать, пропалывать и раз в неделю косить, иначе он потеряет декоративный вид. Чтобы максимально снизить нагрузку при работе с ним, мы делаем газон правильной формы, не высаживаем на нем растений и стараемся сокращать площади газонов на участке.

ландшафтный дизайн

Фото Евгения Корнеева

В этом саду мы не использовали растения, которые требуют дополнительного сложного ухода: укрытия на зиму, подвязки. И отдали предпочтение таким представителям флоры, которые могут долго расти на одном месте без пересадок, не требуют частого деления.

К тому же мы всегда подбираем растения под условия участка.

Стараемся закрывать землю почвопокровными растениями, это помогает сдержать рост сорняков. Обязательно мульчируем посадки. Это позволяет предотвратить испарение влаги и препятствует прорастанию семян сорных растений.

Но уход за растениями будет нужен в любом случае. Санитарная и формирующая обрезка, подкормки плодовых деревьев и кустарников, гортензий, обработки от болезней и вредителей. Кстати, я очень осторожно отношусь к подкормкам минеральными удобрениями, предпочитаю удобрять плодовые деревья и кустарники компостом. Многолетники не подкармливаю.

Кусочек Карелии, огород-"тетрис" и всесезонный сад – стильный проект от ландшафтного дизайнера

В дизайн отлично вписался разноуровневый огород. Расскажите, почему грядки именно такие?

высокие грядки

Фото Евгения Корнеева

– Мне как архитектору хочется, чтобы все в саду было не только функциональным, но и красивым. Разноуровневые грядки выглядят не банально, они похожи на игру в тетрис. Высокие грядки быстрее прогреваются. На них можно присесть. Но поскольку высокие грядки промерзают зимой, в них, как правило, высаживают однолетники. Поэтому мы делаем еще и низкие грядки, в которых высаживаем под зиму чеснок, в них также прекрасно зимует крупноплодная земляника.

Кусочек Карелии, огород-"тетрис" и всесезонный сад – стильный проект от ландшафтного дизайнера

Получается, все дизайнерские решения получилось реализовать на участке площадью 0,16 га…

– Главное – все спланировать. Сад начинается с работы над эскизным проектом. Признаться, эту часть своего дела я люблю больше всего.

Кстати, Наталья Борисова считает, что лучшее время для заказа проекта сада – именно осень. Пока не выпал снег, нужно успеть сделать качественную топографическую съемку и осмотреть участок. А вот зимой уже можно приниматься за разработку проекта.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

GARDENER.RU ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Интервью с ландшафтным архитектором, руководителем ландшафтной мастерской NB-GARDEN Натальей Борисовой и арт-директором Евгением Корнеевым.

— "Ландшафтный дизайн — это искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования, с другой стороны, ботаники и растениеводства и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории, культуры и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий".

Это определение ландшафтного дизайна, которое можно найти в интернете, а что для вас ландшафтный дизайн?

Н. Ландшафтный дизайн — это преобразование пространства, формирование комфортной среды для жизни, отдыха, это эмоции, настроение, здоровье людей — психическое и физическое. Это трепетное отношение к существующим природным ландшафтам, к растениям, создание благоприятных условий для их роста, поддержание биоразнообразия.

Е. Для нас это образ жизни, это и творчество, и работа, и хобби, и отдых.

— Когда вы создаете дизайн сада, вы смотрите на интерьер дома? Является ли дизайн сада продолжением интерьера дома или это отдельная история? Есть история в доме и совсем другая история в саду?

Н. Когда впервые попадаешь на участок, важно все. Есть такое понятие «дух места» – это и дом, и архитектура, и существующий ландшафт, и окружение, и история, и семья со своими потребностями. При создании проекта чрезвычайно важно почувствовать «дух места». Для этого мы проводим тщательный анализ участка, его рельеф, микроклимат, существующую растительность, изучаем архитектуру дома, а если его еще нет (в настоящее время очень часто заказывают проекты до постройки дома) – архитектурные проекты. Если дом уже построен, обязательно смотрим интерьеры, виды из окон. Когда бываешь в доме, лучше начинаешь понимать своего заказчика. Принято считать, что сад – продолжение дома, а если дом не настолько хорош, чтобы его продолжать в саду, тогда сад может взять на себя солирующую роль. Иногда интересный ландшафт задает архитектуру дома и тогда дом может стать продолжением ландшафта. Конечно, в идеале дом и сад должны быть единым целым, находиться в гармонии, быть соразмерны, созвучны друг другу и человеку.

— У вас есть любимые ландшафтные стили, в которых вам нравится работать?

Н. Знаете, я бы хотела делать современные сады, мы живем в XXI веке, появилась новая эстетика, новое отношение к растениям, сезонной декоративности, время задает свои требования к садам, такие как экологичность, технологичность в строительстве и уходе. Современный сад – это совершенно не обязательно сады в стиле хай-тек или минимализм. Можно создать современный сад в регулярном или природном стиле, но в современном прочтении, с использованием современных технологий.

Читайте также  Как пересаживать пионы?

Е. Мы делаем сады разных стилей. Сад строится с учетом стилистики дома и вкусовых предпочтений заказчика. Мы любим сады разных стилей, но обязательно привносим в них свое видение и современное прочтение.

Н. Конечно, все должно быть в гармонии. Сейчас мы делаем проект регулярного сада на участке с постройками классической архитектуры, но сад, тем не менее, получается современный. Да, там есть четкая геометрия, стриженые растения, но они работают уже по-другому. Даже если владельцы участков первоначально приходят с запросами на традиционные сады, когда начинаешь с ними работать, рассказывать, показывать что-то новое, становится понятно, что они готовы к новому, к интересным и технологичным решениям.

— Если заказчик приходит к вам со своей идеей сада, это приветствуется?

Н. Конечно! Самое сложное найти идею, а если заказчик предлагает идею, это очень хорошо. Мы вместе придумываем историю, заказчик вовлекается в процесс проектирования сада, становиться соавтором – и это позволяет создать индивидуальный неповторимый сад.

— Были ли у вас заказчики, которые вам давали сад на откуп? Вы мне сделайте, а я посмотрю. Или это всегда диалог?

Н. Мы предпочитаем диалог. Были заказчики, которые давали проект на откуп представителям, но это всегда очень сложно, потому что сад делается для семьи, а не для третьего лица. Это не наш сад, чтобы каждому члену семью было комфортно, уютно в саду, нужно много работать с заказчиком, обсуждать. Это всегда совместный труд.

— Наталья, вы говорили, что преподаете, где вы преподаете?

Н. Мы читаем лекции, проводим семинары. В центе садового искусства «Гертруда» я читаю курс по вертикальной планировке. Были с семинарами в Киеве и в Алматы, собираемся в Минск. Сейчас я учусь в магистратуре в МГУЛ. После окончания магистратуры планирую заняться преподавательской деятельностью, не бросая, конечно, практическую работу.

— А какая тема у вашего диплома?

Н. Тема моего диплома «Новые подходы к использованию многолетних травянистых растений в урбанизированной среде». Сегодня весь мир идет по пути устройства устойчивых цветников, которые не требуют много ухода, дополнительного полива, частых пересадок. В наших городах еще только начали применять многолетники, злаки, нет большого опыта и понимания, как их использовать, этому надо учиться, подбирать растения для наших условий. В своей работе я пытаюсь систематизировать зарубежный опыт использования многолетних травянистых растений, адаптировать его к нашим условиям.

— Как вы считаете, в Москве, возможно, применять многолетники?

Н. Да, конечно. У нас уже есть хорошие примеры — это Крымская набережная, Вишневый сад. Москва очень зеленый город, но деревья уже достаточно высокие, а под пологом крупных деревьев, в условиях затенения стелют газон, который выпадает за очень короткий срок, — получается, что на уровне глаз человека только стволы деревьев. Мы не видим листвы, мы видим голую землю, но ведь можно использовать теневыносливые, устойчивые многолетники именно в таких местах.

— Наталья, хочу задать вопрос, который уже набил всем оскомину. Как вы относитесь к деревьям в контейнерах?

Н. Я, наверное, выскажу общее мнение — деревья в контейнерах это, во-первых очень большие трудозатраты, во-вторых не удается достичь желаемого декоративного эффекта, в-третьих растения очень жалко. Чтобы растение выглядело хорошо, оно должно два-три года расти в оптимальной для него среде. В первый год добиться декоративности практически невозможно. Наши суровые климатические условия не позволяют древесным растения зимовать в контейнерах, их приходиться ежегодно заменять. Мне кажется, можно найти более достойное применение средствам, потраченным на высадку и уход за деревьями в контейнерах.

— Если вернутся к вашему образованию. Вы окончили школу «СОГЭЦУ», что она вам дала? Поменялось ощущение мира, понимание сада?

Н. Конечно, икебана – это сад в миниатюре. Искусство икебаны учит ощущению пространства, учит отсекать все лишнее. Это необходимо в ландшафтном дизайне и архитектуре, нам очень часто не хватает этой способности. Есть чему поучиться у японских мастеров. У нас и красненькое, и жёлтенькое, и кругленькое, и квадратненькое и бантик еще привяжем фиолетовый. В икебане всегда есть идея, гармония, чистота линии и цвета. Для архитекторов и дизайнеров это прекрасный тренинг.

— Мне очень понравился ваш выставочный сад «На маленьком плоту», который был представлен в 2014 году на Фестивале «Сады и люди». Какую историю, вы рассказывали этим садом?

Н. Да, конечно, есть история, это история моего детства. Все мои детские ощущения, воспоминания соединились в этом саду. Весной 2014 нам посчастливилось съездить на Валдай, в места, где я выросла. Была ранняя весна, озеро еще было скованно льдом, золотистый рогоз, вмерзший в лед, качался на ветру. Деревянный плот, соединенный длинными мостками с берегом, пробудил детские воспоминания. И родилась идея сада — образ моего детства, неразрывно связанного с природой Средней полосы России.

— На создание этого сада повлияло СОГЭЦУ?

Н. Да, я думаю, повлияло. Согэцу это определенное мировоззрение. У выпускников СОГЭЦУ вкус, «испорченный» икебаной (смеется). Он уже не допустит ничего лишнего, много растений, материалов, деталей, фактур, цвета, все должно быть лаконично. А в саду, тем более выставочном, это еще актуальнее. В выставочном саду не может быть мелочей. Минимальными средствами нужно сказать очень много.

— В процессе строительства сада может что-то поменяться?

Е. Да, такое бывает, заказчик может добавить какой-то элемент, строение или, наоборот. Ничто человеческое нам не чуждо, мы относимся к таким изменениям с пониманием. Доделываем, переделываем, главное, чтобы общая идея сохранялась. Если говорить о растениях, то мы стараемся, чтобы весь растительный материал был приобретен согласно проекту, нами или с нами. Бывает, что выезжаешь с заказчиком в питомник, он влюбляется в какое-то растение, и приходится вносить изменения в сад. А иногда, заказчикам дарят какие-то растения или малые архитектурные формы, и это тоже приходится учитывать и корректировать проект.

— Вы много путешествуете? Путешествия влияют на ваши сады?

Н. Да, путешествовать мы очень любим, это жизненно необходимо для творчества. Отдыхая, мы продолжаем работать. Путешествия, безусловно, влияют на наши проекты, тем более, что мы странствуем по садам и ландшафтам. В поездках мы находим вдохновение для будущих садов, идеи, интересные элементы, инженерные решения. Евгений увлекается фотографией и во время вояжей очень много снимает. Потом мы используем эти фотографии в работе, на семинарах и лекциях.

— Наталья, Евгений большое вам спасибо за интервью, хочу вам пожелать интересных путешествий.

Наталья Борисова ландшафтный дизайнер

Фестиваль «Сады и люди» 2014

В наушниках громко звучит любимый плейлист. Я поворачиваю голову в сторону сада «На маленьком плоту» и шепчу как заклинание: «Челси».

В столичном парке Сокольники стартовала первая выставка «Сады и люди». Нащёлкав 900 кадров, отобрав для вас лучшие 200, я спешу поделиться своими впечатлениями.

Можно по-разному относиться к самой знаменитой садовой выставке. Можно иронизировать и фыркать, обожать и восхищаться. Можно мечтать увидеть всё своими глазами и, конечно, участвовать там со своим садом. Награду Челси-шоу можно поставить в один ряд с Оскаром, звездой Мишлена, Букером, премией Оливье. Их ругают, но все их хотят получить.

Участие в Челси-шоу практически несбыточная мечта. А посоревноваться с коллегами хочется, и свои силы попробовать, и зрителям себя показать. В конце концов, хочется праздника!

И вот последние лет 15 в столице появлялись всё новые садовые выставки и фестивали с претензией на Челси. Но организаторы, зачастую не имеющие к садоводству никакого отношения, забывали, что наша ЛД индустрия слишком молода, нет вековых традиций, как в Англии, мало профессионалов в этой области, а самым лучшим из них реклама не нужна и участие в выставке — только лишние хлопоты.

С одной стороны, мы любим изобретать велосипед, и можно было бы придумать свой формат проведения выставки садов. А с другой стороны, почему бы не использовать многолетний опыт и не взять всё самое лучшее? И тут же вспоминается избитая фраза о том, что копия всегда хуже оригинала. Первые выставки были не просто копией, а жалкой пародией на Челси, и зачастую, после посещения хотелось сказать: «Вот ни в чём не виновата, а стыдно». Поэтому на сайте так мало репортажей с выставок, мне стыдно было увиденное показывать на весь Рунет.

Впервые за долгие годы мне не стыдно. В чём секрет? В одной точке сошлось очень многое. Уточню, что это исключительно моё мнение, ничем не подтвержденное. =)

Во-первых, организаторы. Это не выставочный центр, не редакция журнала, это профессионалы в зелёной индустрии, которые во всём этом «варятся». Они знают лидеров ЛД, они представляют, кто на что способен, кто какие объёмы «потянет» и пр., кто не подведет, а с кем лучше не связываться. А ещё это люди, которые «болели» мечтой о русском Челси.

Во-вторых, это партнёрство с несколькими крупнейшими питомниками, которые поставили тысячи растений высокого качества, а значит, ландшафтникам не приходилось самим выкручиваться, была поддержка. И не было сиротливо стоящих спирей в мешковине, всего было много, растения сидели без просветов, картинка была отменной. И, кажется, было использовано одно из правил с Челси: горшки не должны быть видны. Прятали, щедро засыпав землей.

В-третьих, это место проведения. Парк Сокольники как будто создан для организации подобных шоу. Вековые деревья, кулисы из огромных цветущих чубушников — и создаётся впечатление живого сада, а не временной площадки с растениями.

В-четвёртых, и это одна из гениальных придумок организаторов, разделение выставки садов и ярмарки с посадочным материалом. Как это правильно! Да-да, никаких дачников с малиной. Продажа шла только первые дни и совсем в другом месте. А значит, не было суеты, шума, очередей и фотографий с синими рябчиками.

Но это всё мелочи по сравнению с тем, что произошло с нашими ландшафтниками. Они научились делать сады, как минимум, выставочные. Многочисленные поездки по лучшим садам мира, по выставкам, мастер-классы Удольфа и Брукса, миллионы увиденных в интернете фотографий, бессонные ночи за визуализацией проектов, работа на своих объектах. И вот происходит преображение «гадкого утёнка»! =)

Читайте также  При входе в дом

Конечно, не обошлось без садиков, созданных исключительно для демонстрации уровня посадочного материала питомника, как на фото слева, это экспозиция «Сезоны».

Что по-настоящему порадовало, так это МАФы. Произошла прямо какая-то революция. В саду Александра Толоконникова установлена фантастическая скульптура! И по задумке, и по исполнению. Только посмотрите на этих забавных чудиков ниже, разве Вы уже не улыбаетесь?! Они, кстати, только выглядят такими мощными и сделаны как будто из бетона, а на самом деле, полые внутри.

Приятно, что организаторы подумали о том, чем занять детей на выставке. Есть там и трон для принцессы, и животные, и удивительный т.н. сенсорный сад, где малыши с удовольствием носились. В форуме мы не раз поднимали тему о досуге детей в саду, обратите внимание на этот проект.

Был сад, который поставил в тупик и заставил задуматься. =) И называется он подходяще: «Умом Россию не понять». Я лично это поняла как самоиронию. Красота и мощь лип, клёнов, а под ними жалкие кустики барбарисов и пузыреплодников. Это мы со своими садами, и попыткой сделать красивее чем в природе. Что вряд ли возможно.

Рассказывать о каждом саде не буду, только то, что особо зацепило и запомнилось. Обилие синих и голубых цветов, что и понятно — июнь. Такого количества шалфея и котовника я давно не видела, они были практически в каждом саду. Обратило на себя внимание отсутствие роз, хотя самый сезон. Но они были чуть ли не в одном саду. Казалось бы, летники идеальны для выставки, а их было минимум, прямо по пальцам пересчитать. Ну и, конечно, японскую спирею заменить ничем нельзя, она была той самой палочкой-выручалочкой. Не зря у меня её в саду кустов 70.

Поразила основательность некоторых работ. Светлана Чижова выложилась по полной, много работы с мощением, отличная скамья из камня, а участок у неё был большой, да ещё и на склоне. Хоть сейчас бери и переноси всё в реальный сад. Жаль гортензии еще не зацвели, вообще была бы сказка. Сад лаконичный, открытый, ничего лишнего. Кстати, это единственный сад, который был закрыт для посетителей, можно было только любоваться из-за изгороди. Ну а то, что у сада нет названия, вполне в стиле автора.

Про сад «На маленьком плоту» я уже написала. Наталья Борисова и Евгений Корнеев сотворили чудо. Сад-совершенство, где не хочется ничего убрать или добавить. Дровница яркая, но одновременно деликатная, с благородной ржавчиной. Массивы многолетников одного сорта, дерево в обрамлении цветников того самого цвета, о котором мы в форуме только мечтаем.

Почерк Людмилы Белых читается сразу, не нужны пояснения к саду. Я провела возле её работы «Азбука сада» больше всего времени. Фотографии могут не впечатлить, нет больших массивов и ярких пятен, тут не большие мазки художника, а мелкие стежки кутюрье. Вот такое сравнение придумалось. Но сад завораживает. И МАФ необычные, и этот выцветший желтый на ограждении.

Эти две работы точно органично смотрелись бы на Челси. Но как хорошо, что они наши, и посмотреть на них можно в Сокольниках.

Не могу не отметить работу ландшафтного бюро «Gardie». На их «Набережной Круазет» пришлось выстоять очередь, чтобы отснять все «лодки» и показать вам томаты и баклажаны, высаженные в них. Очень светлая, свежая, лёгкая работа.

Очень радует, что у нас стали думать о людях с ограниченными возможностями. Татьяна Киченко создала сад «Из прошлого в настоящее. Лечение и отдых наших душ», где предусмотрен комфортный подъезд к приподнятым ящикам с лавандой и тимьяном, а так же к водоёму.

Про остальные сады мы всегда можем поговорить в форуме, а заодно и обсудить, что происходит с нашим ЛД, есть ли прогресс или это просто случайность. А может, авторы садов и организаторы выставки к нам присоединятся, знаю, что многие нас читают.

Приятного просмотра фотографий. Их много, наберитесь терпения. Сады расположены в порядке публикации в каталоге.

Сад «На маленьком плоту»

Авторы концепции и проекта: ландшафтные дизайнеры Борисова Наталья, Корнеев Евгений
Ландшафтные работы: NB-GARDEN Ландшафтная мастерская Натальи Борисовой

«Сад без границ»

Автор концепции и проекта: ландшафтный дизайнер Годзишевская Татьяна

Ландшафтные работы: ООО «АСТ Плант»

«Денежный сад Главбуха»

Авторы концепции: ландшафтный архитектор Елена Быкова, редакция журнала «Главбух»
Автор проекта: ландшафтный архитектор Быкова Елена

«Сад Светланы Чижовой»

Автор концепции и проекта: ландшафтный дизайнер Чижова Светлана
Ландшафтные работы: «Ландшафтное Искусство»

Сад «Набережная Круазет»

Авторы концепции и проекта: ландшафтные дизайнеры Оксана Пискарева, Наталья Емельянова
Ландшафтные работы: авторы, Ландшафтное бюро «GARDIE»

Сад «Сады и люди»

Авторы концепции: ландшафтный дизайнер Толоконников Александр, ген. директор питомника Савватеева Ирина
Авторы проекта: ландшафтный дизайнер Толоконников Александр
Ландшафтные работы: ООО ЛС «Зелёная рука»

Сад «Готический этюд»

Авторы концепции: архитекторы Ожерельева Мария, Судаков Михаил (старший)
Авторы проекта: архитектор: Судаков Михаил (младший);
дизайнеры: Ростовская Наталья, Куваева Арина
Ландшафтные работы: ООО «Квадрат – М», ООО «Консультации и Дизайн»

«Азбука сада»

Авторы концепции: ландшафтный дизайнер Белых Людмила, Школа современного ландшафта
Авторы проекта: ландшафтный дизайнер Белых Людмила, ландшафтный архитектор Федоров Игорь
Ландшафтные работы: Ландшафтная компания «Новый сад»

Сад «Шкала времён»

Авторы концепции: ландшафтные дизайнеры Беляева Елена, Авдонина Ольга, Громадская Ольга, Кришталь Оксана
Ландшафтные работы: авторский коллектив, ООО «Территория Красивой Жизни» (уход за садом)

«Свадебный Сад с Камнем Любви»

Руководитель авторского коллектива: ландшафтный архитектор Мочалов Илья, Автор идеи: Штрай Алекс,
ландшафтные архитекторы: Памятных Василий, Фокеева Ирина, Бородкина Мария, Сафиуллин Игорь
Ландшафтные работы: ООО «Илья Мочалов и Партнёры»

«Из прошлого в настоящее. Лечение и отдых наших душ»

Авторы концепции: ландшафтный дизайнер Киченко Татьяна
Авторы проекта: ландшафтные дизайнеры Киченко Татьяна, Абрамова Ольга, Какора Елена, Маглели Наталья
Ландшафтные работы: ООО «Цветочный город»

«Сенсорный сад-конструктор»

Благотворительного фонда садовой терапии «Сад в городе»
Куратор и идеолог проекта: Никитина Катерина
Автор проекта: архитектор-дизайнер Леонова Дина

Сад «…по живому. »

Авторы концепции: ландшафтный дизайнер Дударева Наталья
Авторы проекта: ландшафтный дизайнер Дударева Наталья, Галкин Виталий, ген. директор компании «Гранд-Сервис»
Ландшафтные работы: «Гранд-Сервис»

Сад АСТ Плант «Каприз круга»

Автор концепции и проекта: ландшафтный дизайнер Иванова Ольга
Ландшафтные работы: ООО АСТ ПЛАНТ

Сад «Меридиан»

Авторы концепции и проекта: ландшафтный дизайнер Герасимова Елена
Ландшафтные работы: ландшафтный дизайнер Герасимова Елена

Автор концепции и проекта: ландшафтный дизайнер Сабирова Диана
Ландшафтные работы:OOO «Гарден Арсенал»

Сад «Природная геометрия»

Автор концепции и проекта: ландшафтный архитектор Савинова Елена
Ландшафтные работы: ООО «Питомник «Вашутино»

Сад «Клубок тишины»

Авторы концепции и проекта:
ландшафтные дизайнеры Михайлова Татьяна, Федосова Елена
Ландшафтные работы: ландшафтные дизайнеры Михайлова Татьяна, Федосова Елена, ландшафтная студия «AGORA GARDEN»

Сад «Квантование спирали истории»

Автор концепции и проекта: ландшафтный дизайнер Дударева Наталья
Ландшафтные работы: Питомник декоративных растений «Точка Роста» (КФХ Подмарева А.В.)

Сад «Вереница ароматных Грёз»

Авторы концепции и проекта: ландшафтные дизайнеры Локшина Екатерина, Алехина Марина
Ландшафтный дизайн, посадочный материал: «МаК-Дизайн»

Авторская садовая инсталляция «Дорога к саду»

Авторы концепции и проекта: Лысиков Андрей, Лысикова Елена
Ландшафтные работы: Туристическая компания «Профи-Трэвелз»

Не плиткой единой: ландшафтные дизайнеры из Москвы расскажут, как сделать саратовские сады и парки красивыми

04_15

О новинках ландшафтного дизайна и архитектуры саратовцам расскажут на семинаре «Современные тенденции проектирования садов». Его ведущие – основатели ландшафтно-архитектурного объединения NB-Garden супруги Наталья Борисова и Евгений Корнеев.

Оба в этом бизнесе с начала 2000, хотя Наталья Борисова некоторое время работала врачом-кардиологом, а Евгений Корнеев был прикладным математиком-программистом. Сегодня у них за плечами множество частных проектов, победы в нескольких международных конкурсах, издание книги, семинары по всей России и второй офис в северной столице.

При этом Наталья сегодня занимается собственно дизайном, окончив два профильных вуза, став членом Международной Ассоциации «Союз дизайнеров» и мастером японской школы СОГЭЦУ. Евгений Корнеев сосредоточился на финансовой стороне семейного бизнеса.

port_n1

— Мы поговорим о ландшафтном дизайне и, конечно, о нашем опыте работы с садами, — сообщила в анонсе Наталья Борисова.

Стоит отметить, что этот опыт не ограничивается частными садами. В копилке архитекторов – неоднократные призовые места и премии крупнейших архитектурных и ландшафтных фестивалей и конкурсов России, таких как «Дом на Брестской приглашает. Архитектура, Дизайн, Ландшафт», «Ландшафт Европа-Азия», «Сады и люди». А также проект «Место встреч», реализованный прямо на ул. Никольской в рамках фестиваля «Московское лето. Цветочный джем».

Жюри конкурсов не раз отмечали выразительную лаконичность и целостность работ Натальи Борисовой и Евгения Корнеева. Делая ставку на минимализм, как в архитектуре, так и в выборы растений для сада, они, судя по отзывам, каждый раз умеют приятно удивить и жюри, и публику.

171

— В этом вопросе (Гран-при Фестиваля) все члены жюри были единодушны – это почти эталонный сад, который дает всем нам повод для размышлений о том, как сделать сад лаконично, просто, современно. Многим непривычно видеть злаки в цветниках, дорожки с деревянным мощением, скульптуры из ржавого металла.. И как фактически из «ничего» можно сделать «идею сада» — из самых стандартных, привычных вещей, если использовать креативный ресурс, — отметил работу ландшафтных архитекторов председатель жюри фестиваля «Сады и люди» Валерий Нефедов.

Видимо, это именно то, что нужно Саратову, учитывая любовь городской администрации к минималистичным кронам деревьев и перманентное отсутствие достаточных средств на благоустройство города.

Если серьезно, то, по словам Натальи Борисовой, «современная жизнь выставляет к садам новые требования: открытость к людям, технологичность в реализации, малоуходность». Сегодня такой сад должен быть комфортным, открытым и доступным для всех и каждого.

183191Организаторами семинара в Саратове выступает Саратовская ассоциация ландшафтного дизайна, созданная в начале этого года. В феврале, обеспокоенные ситуацией с вырубкой и «кронированием» деревьев в городе, архитекторы уже проводили семинар по арбористике с участием вице-президент Евразийской ассоциации арбористов, на протяжении трех лет работавшего главным садовником ВДНХ и парка Останкино Дмитрия Звонка.

Специалисты МБУ «Дорстрой», «Служба благоустройства города» и заместители глав районов по благоустройству были бесплатно приглашены на мероприятие «в качестве жеста доброй воли».

Новый семинар пройдет 21-22 марта и в конференц-зале Отеля «Oskar». Подробности участия можно узнать у организаторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: