Обломав сухие ветки
Обломав сухие ветки
© Астафьев В. П., насл., 2018
© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.
Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина – Васюткиного отца – совсем было приуныли. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину.
Холодная изморозь и тёмные волны на реке нагоняли тоску. Не хотелось даже выходить на улицу, не то что выплывать на реку. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья, даже шутить перестали. Но вот подул с юга тёплый ветер и точно разгладил лица людей. Заскользили по реке лодки с упругими парусами. Ниже и ниже по Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы.
– Нету нам нынче фарту, – ворчал Васюткин дедушка Афанасий. – Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придёт время – ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.
Спорить с дедушкой – дело бесполезное, потому никто с ним не связывался.
Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея и наконец остановились.
Лодки вытащили на берег, багаж унесли в избушку, построенную несколько лет назад учёной экспедицией.
Григорий Афанасьевич, в высоких резиновых сапогах с отвёрнутыми голенищами и в сером дождевике, ходил по берегу и отдавал распоряжения.
Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал.
– Шабаш, ребята! – сказал Григорий Афанасьевич, когда разгрузка закончилась. – Больше кочевать не будем. Так, без толку, можно и до Карского моря дойти.
Он обошёл вокруг избушки, зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак, подправил съехавшие в сторону пластушины корья на крыше. Спустившись по дряхлой лестнице, он тщательно отряхнул штаны, высморкался и разъяснил рыбакам, что избушка подходящая, что в ней можно спокойно ждать осеннюю путину, а пока вести промысел паромами и перемётами. Лодки же, невода, плавные сети и всю прочую снасть надобно как следует подготовить к большому ходу рыбы.
Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили.
Раз в сутки они проверяли перемёты и спаренные сети – паромы, которые ставили вдали от берега.
Рыба в эти ловушки попадала ценная: осётр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец. Но это спокойный лов. Нет в нём азарта, лихости и того хорошего, трудового веселья, которое так и рвётся наружу из мужиков, когда они полукилометровым неводом за одну тоню вытаскивают рыбы по нескольку центнеров.
Совсем скучное житьё началось у Васютки. Поиграть не с кем – нет товарищей, сходить некуда. Одно утешало: скоро начнётся учебный год и мать с отцом отправят его в деревню. Дядя Коляда, старшина рыбосборочного бота, уже учебники новые из города привёз. Днём Васютка нет-нет да и заглянет в них от скуки.
Вечерами в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щёлкали орехи, рассказывали были и небылицы. К ночи на полу лежал толстый слой ореховой скорлупы. Трещала она под ногами, как осенний ледок на лужах.
Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт.
Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушёл куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря и с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего десять дней.
Мать недовольно сказала:
– К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.
– Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.
– «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.
Мать ворчит по привычке, потому что ей не на кого больше ворчать.
Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напомнила:
– Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?
– Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.
– Не разговаривай! На́ вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.
Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички.
Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь.
Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи – и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.
Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, появилась у Васютки. Он ещё долго думал бы о дороге и о всяких таёжных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой.
«Кра-кра-кра. » – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук.
Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги.
Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружьё, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.
– «Кра-кра!» – передразнил Васютка кедровку и запустил в неё палкой.
Досадно было парню, что не может он долбануть птицу, даром что ружьё в руках. Кедровка перестала кричать, неторопливо ощипалась, задрала голову, и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!».
– Тьфу, ведьма проклятая! – выругался Васютка и пошёл.
Ноги мягко ступали по мху. На нём там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчёлки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка. Васютка поднял одну шишку, осмотрел её со всех сторон и покачал головой:
– Эх и пакость же ты!
Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.
Наконец Васютка облюбовал дерево и полез на него. Намётанным глазом он определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по разлапистым веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз.
Васютка слез с дерева, собрал их в мешок. Потом оглядел окружающий лес и облюбовал ещё один кедр.
– Обобью и этот, – сказал он. – Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу.
Проверочная работа по русскому языку
(1)Неожиданно подул ветер всколыхнув зеркало озера и обломав сухие ветки. (2)Птицы (не) успевшие улететь и____чезли бе____следно. (3)Маленькие кроты стро__вшие подземные царства спрятались. (4)Солнце послав на землю последний луч зарылось в серую мглу. (5)Пр____рода затаившая дыхание зам____рла в ожидании чего-то и вот первая серебр____ая снежинка к____снулась кленового листа.
(6) Бе____шумно пошел снег засыпая все неровности на земле. (7)Снежный ковер изменивший обычный наряд леса опушил инеем ра____кидистые елочки од____ноко р____стущие у опушки. (8)Они покорно пр____гнулись к земле. (9)Ещё (не )скован____ая лед____ым панцирем лесная реч____нка покрыта большим снегом. (10)Он ост____навливает течение у берегов глуша шум на перекатах. (11)Снег погл____тил все звуки и создал бе____конечные вереницы белых фигур оч____ровав все лесное царство.
А1. Выпишите из предложения (5) причастный оборот и подчеркните его как член предложения.
____________________________________________________________________________
А2. Выпишите из предложения(11) деепричастие и разберите его по составу.
____________________________________________________________________________
А3. Из предложения (7) выпишите действительное причастие настоящего времени. Укажите его вид.
_______________________________________________________
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) разр____дить всходы, разр____дить ружье, ветер обв____вал
2) ум____лять о помощи, ум____лять значение, р____внина
3) зал____зать рану, зал____зать в огород, посв____тил фонарем
4) пол____скать белье, бахр____ма, подг____реть
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр____мудрость, пр____рвать, пр____мчаться
2) вз____мать, пр____ключение, пр____гнуть (ветку)
3) с____мпровизировать, меж____нститутский, под____грать
В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НН?
1. Мы ехали по немоще____ой дороге.
2. Мы ехали по дороге, моще____ой булыжником.
3. Мы ехали по вымоще____ой дороге.
4. Дорога не вымоще____а.
4. В каких рядах не пишется раздельно ?
1) (не) проглядная вьюга ; (не)легче; (не) глубоко, а мелко;
2) ( не )взирая на дождь; (не)шерстяной; (не) связанный вручную;
3) (не) чувствуя; (не)заметил; (не)видящий никого.
4)совсем (не) удобный, шел ( не) глядя, (не) плавал
5____ В каких наречиях на конце пишется буква а?
а) дотемн____; б) насух____; в) справ____; г) исправн____ .
6____На конце каких наречий пишется ь?
а) настеж____; б) навзнич____; в) уж____; г) вскач____
7. Замените фразеологизмы наречием (или глаголом и наречием):
1) яблоку негде упасть;
2) из рук вон плохо;
3) идти черепашьим шагом.
8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять в предложениях запятые.
Разбегаясь в разные стороны (1) ребята бросились наутек.
Ребята бросились наутек (2) разбегаясь в разные стороны.
А он (3) мятежный (4) просит бури.
9. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
1) вежл____вый, заносч____вый, покач____вать
2) бесед____вать, совет____вать, приказ____вать
3) расцвеч____вать, выл____вать, ситц____вый
4) скруч____вать, молодц____ватый, Сереж____н
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?
1) та____щий снег
2) кле____щий карандаш
3) хорошо вид____щий
4) плещ____щиеся волны
11 Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный оборот (знаки препинания не расставлены).
1) По улице ехали машины заляпанные едкой грязью.
2) Машины везли налитые соком сосновые стволы.
3) Несколько скакавших рядом всадников вдруг свернули влево.
4) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.
12.В каком предложении есть деепричастный оборот?
1) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.
2) Играя с котенком, Антошка забыл о своей беде.
3) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.
4) Акробат медленно шел по канату и глядел только вперед.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания.
(1)Ночью на реку упал плотный туман (не) разве____вшийся до самого восхода солнца. (2)С высокого холма от старой полуразрушен____ой церкви открылась уд____вительная картина. (3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспенен____ое море. (4) Бл____стящие крыши крайних изб усея____ы серебр____ыми каплями воды. (5)Рядом дымясь пок____зались печные трубы, с ловно корабли выстро____вшиеся в походном порядке. (6)Полузатоплен____ым маяком торчала вершина старого ра____весистого тополя. (7)Первые лучи во____ходящего солнца еще (не)выплывшего на небосвод к____снулись макушки тополя. (8)С во____ходом солнца все это застывшее море начинает оживать двигаясь и клубясь. (9)Люди пор____жен____ые этой картиной благодарили пр____красную русскую пр____роду за нечаян____ую радость подарен____ую им .
А1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (4).
_____________________________________________________________________________
А2. Из предложения (7) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.
_____________________________________________________________________________
А3. Выпишите причастия из предложения (3).
_____________________________________________________________________________
1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же гласная
1) в____дяной, тр____лейбус, с____поги
2) отп____чаток, м____чтатель, х____ккей
3) л____сица, подб____рать, надп____сать
4) р____сток, з____рница, с____бака
2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква.
1) ра____борка, ____.десь, бе____проигрышный
2) ра____ход, бе____цветный, ра____дать
3) бе____донная, бе____проигрышный, ни____вергать
4) ни____ходить, бе____толковый, ра____писка
3.В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется НН?
1) совреме____ик, гости____ая, льви____ый
2) песча____ая, вяза____ый свитер, кожа____ая
3) клюкве____ый, особе____ый, вяза____ый вручную
4) стекля____ый, лебеди____ый, варе____ый картофель
4. Укажите, в каком ряду НЕ со словом во всех случаях пишется раздельно.
1) (не)видящий взгляд; (не)громко, а тихо; сказать (не)громко
2) (не)смотря на погоду; (не)глядя; (не)смотря по сторонам
3) (не)хорошо, а плохо; мне (не)хорошо, совсем (не) хорошо
4) ничем (не) обоснованная просьба, это (не)окно, она совсем (не)красавица
5 . В каких наречиях на конце пишется буква а ?
а) направ____; б) издавн____; в) измучен____; г) слев____ .
6 . На конце каких наречий пишется ь ?
а) сплош____; б) настеж____; в) замуж____; г) проч____
7.Замените фразеологизмы наречием с глаголом:
а) спит как убитый;
б) скакать во весь опор;
в) знать как свои пять пальцев.
8. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. (Запятые не расставлены.)
1) Мальчики(1) привлеченные светом(2) собрались около фонаря.
2) Привлеченные светом(3) мальчики собрались около фонаря.
3) Увлекшись изображением (4) я все любовался и любовался.
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?
1) хлопоч____щий человек
2) завис____щий от меня
3) се____щийся дождь
4) стел____щийся туман
10. Укажите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).
1) Партизаны отрезанные от основных сил с честью выдержали осаду.
2) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.
3) Быстро высыхает согреваемая солнцем земля.
4) Морская ширь играющая яркими красками живет и дышит могучей силой.
11. В каком предложении есть деепричастный оборот?
1) Несмотря на проливной дождь, мы вышли на улицу.
2) Над рекою, наклонясь, что-то шепчет камыш.
3) Изучая прошлое, поймешь настоящее.
4) Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.
12. Где допущена ошибка в употреблении наречия?
1) Он слушал на уроке более внимательно.
2) Он сделал работу лучше всех.
3) Я стараюсь писать более красивее.
4) Мой друг внимательнее всех в классе.
А1 — первая серебристая снежинка
1-4; 2-2; 3-23; 4-34; 5-ав; 6-вг; 7-тесно выполнить плохо идти медленно; 8-1234; 9-1; 10-4; 11-1; 12-2;
А1 — усеяны, краткое страдательное причастие
А2- не выплывшего, сов. вид
А3- спящей, сбегающей, вспененное
1-3; 2-4; 3-3; 4-4; 5-бг; 6-аг; 7-спит крепко, мчаться быстро, знать хорошо;
Диктант на тему: Деепричастия (Русский язык — 7 класс)
Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.
Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (По П.Проскурину)
Грамматическое задание:
1. Графически выделить обороты в предложениях первого абзаца;
2. Графически выделить обороты в предложениях третьего абзаца.
Диктант №2
Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.
И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.
Объём слов: 97 слов
Грамматическое задание:
1. Графически выделить обороты в предложениях первого абзаца;
Диктант №3
Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.
Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.
Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.
Грамматическое задание:
1. Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2. Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
3. Найдите в первом абзаце слово, состоящее из двух корней, и выполните его морфемный разбор.
Диктант №4
Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим. (По В. Быкову)
Грамматические задания:
1. Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2. Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.
Васюткино озеро — Астафьев В.П.
В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка почувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.
— Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в бочках на берегу! Что стоило горсточку в карман сыпануть! — укорял он себя.
Потом вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов, раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся:
Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
Он перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, накрывшись телогрейкой.
Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьём. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей — тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы позариться на Васюткины запасы. И всё-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвёл курок и положил ружьё рядом. Спать!
Не прошло и пяти минут, как Васютка почувствовал, что к нему кто-то крадётся. Он открыл глаза и замер: да, крадётся! Шаг, второй, шорох, вздох… Кто-то медленно и осторожно идёт по мху. Васютка боязливо поворачивает голову и неподалёку от костра видит что-то темное, большое. Сейчас оно стоит, не шевелится.
Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки, не то лапы. Васютка не дышит: «Что это?» В глазах от напряжения рябит, нет больше сил сдерживать дыхание. Он вскакивает, направляет ружьё на это тёмное:
— Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!
В ответ ни звука. Васютка ещё некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опускает ружьё и облизывает пересохшие губы. «В самом деле, что там может быть?» — мучается он и ещё раз кричит:
— Я говорю, не прячься, а то хуже будет!
Тишина. Васютка рукавом утирает пот со лба и, набравшись храбрости, решительно направляется в сторону тёмного предмета.
— Ох, окаянный! — облегчённо вздыхает он, увидев перед собой огромный корень-выворотень. — Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.
Чтобы окончательно успокоиться, он отламывает отростки от корневища и несёт их к костру.
Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темень начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она ещё совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костёр от сырости зашипел, защёлкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую всё вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуновения, ни шороха.
Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук — неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки.
Солнце уже было высоко. Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая пыль искрилась всюду.
«Где это я?» — изумлённо подумал Васютка, окончательно проснувшись, услышал ожившую тайгу.
По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошённо цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переставая цокать, уставилась на Васютку.
— Ну, чего смотришь? Не узнала? — с улыбкой обратился к ней Васютка.
Белка пошевелила пушистым хвостиком.
— А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! — Он помолчал и махнул рукой: — Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!
Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья. Проводив её взглядом, Васютка выстрелил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. По-прежнему надоедливо, вразнобой горланили кедровки, неподалёку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.
Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево.
Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Основные признаки нормы:
1) относительная устойчивость;
Вспомним классификацию основных языковых норм
1. Орфоэпические нормы
2. Лексические нормы
3. Морфологические нормы
4. Синтаксические нормы
5. Стилистические нормы
БЛОК II ПРАКТИКУМ
I. Задания для подготовки к исследованию собственной речевой культуры.
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.
Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованныхплатьях, украшенных шАрфами и бАнтами.
БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.
Тренинг.
Один из студентов записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради
1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:
а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.
б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.
2. Перепишите, раскрывая скобки:
пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);
много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);
килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);
группа (инженеры, тренеры, шоферы).
3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)
4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.
5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть, полоскать, махать.
II. Задания для исследования собственной речевой культуры.
1. Прочитайте слова, поставьте ударение:
апокалипсис, балованный, дремота, феномен, поняла, украинский, звонит, красивее, свекла, жалюзи.
2. Выберите из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
3. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.
1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».
2) «Он всегда ложит локти на стол».
3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».
4) «Из двух зол выбирай более меньшее».
5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».
4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».
2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».
3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».
4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».
5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».
5. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:
1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».
2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».
3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».
4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».
5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».
6. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.
1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».
2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».
3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».
4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».
5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».
Выполните тестовое задание.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пятисотым годом до нашей эры
2) гибридные сорта
3) группа турок
4) более веселее
Предложения.
Обломав сухие ветки,
1) Аксинья увидела сквозь них сторожку.
2) почувствовала боль от царапин и порезов.
3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.
4) хорошо стало видно вокруг.
Укажите ошибку
1) преимущество перед ними
2) согласно договору
3) показать о чем-то
4) огорчен чем-то
7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара туфель
3) страннейшая ситуация
4) опытные тренера
8. Укажите пример , в котором нет ошибки в образовании формы слова.
1) до двух тысяч второго года
2) самый важнейший
3) не кладите сюда тетради
4) в обоих сумках
Тема 3 Нормы речи.
БЛОК I. ТЕОРИЯ
ОК № 2 «ВИДЫ НОРМ РЕЧИ»
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.
Основные признаки нормы:
1) относительная устойчивость;
Вспомним классификацию основных языковых норм
1. Орфоэпические нормы
2. Лексические нормы
3. Морфологические нормы
4. Синтаксические нормы
5. Стилистические нормы
БЛОК II ПРАКТИКУМ
I. Задания для подготовки к исследованию собственной речевой культуры.
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.
Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованныхплатьях, украшенных шАрфами и бАнтами.
БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.
Тренинг.
Один из студентов записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради
1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:
а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.
б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.
2. Перепишите, раскрывая скобки:
пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);
много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);
килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);
группа (инженеры, тренеры, шоферы).
3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)
4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.
5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть, полоскать, махать.
II. Задания для исследования собственной речевой культуры.
1. Прочитайте слова, поставьте ударение:
апокалипсис, балованный, дремота, феномен, поняла, украинский, звонит, красивее, свекла, жалюзи.
2. Выберите из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.
(ГУМАНИТАРНАЯ, ГУМАННАЯ) помощь была доставлена в ДНР.
(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖДЕБНАЯ) оборона была сломлена благодаря сплочённости всех народов.
Этот человек был далеко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИНСТВЕННЫЙ) в своём роде.
3. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.
1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».
2) «Он всегда ложит локти на стол».
3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».
4) «Из двух зол выбирай более меньшее».
5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».
4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».
2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».
3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».
4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».
5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».
5. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:
1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».
2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».
3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».
4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».
5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».
6. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.
1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».
2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».
3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».
4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».
5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».
Выполните тестовое задание.
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пятисотым годом до нашей эры
2) гибридные сорта
3) группа турок
4) более веселее
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Если сломалась ветка: как помочь дереву
От сломанных веток плодовых деревьев на участке никто не застрахован. И у самых опытных садоводов случается такая беда. Однако они знают, что оставлять ее без внимания нельзя, ведь это может привести к болезни и даже гибели многолетнего растения.
Сколько труда и сил вложено, чтобы посадить и вырастить дерево. Какая была радость, когда на нем появились первые плоды. Тогда в дегустации наливного яблочка или сочной груши участвовала вся семья, отрезая по маленькому кусочку.
Такое же выражение, как «ветки ломятся от яблок», характеризующее богатый урожай, вызывает положительные эмоции, пока оно употребляется в переносном смысле. Между тем, тяжесть плодов нередко приводит к настоящим повреждениям деревьев. Способствуют этому и другие причины.
Почему обламываются ветки у деревьев
alt=»сломанная ветка» width=»460″ height=»312″ />
фото с сайта authgram.com
Причины, из-за которых у дерева обламываются ветки, может треснуть ствол или расщепиться древесина, хотя и имеют объективный характер, но во многом могут быть предупреждены садоводом.
Конечно, в первую очередь повреждения плодовых, как, впрочем, и других деревьев, происходит из-за неблагоприятных погодных условий. Ураганный ветер может не только обломать ветки, но и повалить огромное дерево. От него главным образом страдают старые растения, т.к. их стволы часто бывают трухлявыми, а ветки – хрупкими и сухими.
Омолаживающая обрезка поможет улучшить состояние дерева.
Ветки могут сломаться из-за перепадов температуры, под тяжестью снега и подмерзания зимой. Предупредить повреждения по этой причине поможет установка над наиболее уязвимыми деревьями каркасного укрытия или стяжка их ветвей веревкой, не лишними будут и подпорки.
После же сильных снегопадов необходимо отряхнуть с крон снег.
Обламываются ветви и под тяжестью плодов, и при неправильном их съеме, а также из-за ошибок в формировании кроны. При видах на большой урожай под крупными ветками своевременно устанавливайте подпорки, на 2/3 отступив от ствола. При формировании же кроны молодого дерева удаляйте ветки, которые отходят от ствола под острым углом или придайте им правильное положение.
Что делать, если сломалась ветка дерева
alt=»повязка на сломанной ветке» width=»460″ height=»306″ />
фото с сайта mashedpotatoesandcrafts.com
От того, как и в каком месте сломана ветка, зависят дальнейшие действия по устранению проблемы и лечению дерева. Даже если обломалась небольшая веточка, следует обработать рану, т.к. туда может попасть инфекция. Что тогда говорить о более серьезных повреждениях.
Если обломалась тонкая ветка
Наименьшую опасность для дерева представляет обломанная тонкая, не скелетная ветвь. Однако если не принять мер, у него может замедлиться развитие, а листья и плоды начнут мельчать. Нередко место раны загнивает.
Чтобы этого не случилось, обрежьте место облома секатором или очистите его ножом. Рану продезинфицируйте 3%-ным раствором медного купороса. Дайте полностью высохнуть. Затем смажьте срез садовым варом или специальной пастой.
Садовый вар можно приготовить самому.
Если сломалась толстая ветка
Если ветка повреждена посередине и отломана не полностью, можно попытаться ее восстановить, наложив шину из деревянных планок длиной 15-20 см и шириной 2 см. Аккуратно соедините разломанные части, чтобы точно соприкасались кора с корой и древесина с древесиной.
Замажьте место разлома садовым варом, замазкой или пастой, чтобы в него не попадали грибки и бактерии. Поверх раны зафиксируйте шину тугой повязкой. Чтобы уменьшить нагрузку на поврежденное место, обрежьте секатором значительную часть ветки.
Если ветка отломилась с частью ствола
alt=»сломанная ветка сливы» width=»460″ height=»306″ />
фото с сайта finca57.com
Прежде чем принимать меры по лечению отломленной ветви, нужно оценить масштаб повреждения. Если ветка полностью отломилась от ствола, то нужно обработать образовавшуюся рану 3%-ным раствором железного или медного купороса. Для лучшего заживления поможет наложение глиняной болтушки с фиксацией ее повязкой из бинта или хлопчатобумажной ткани.
Отломанный сук можно примотать к стволу, но при этом его необходимо спилить выше места перелома. Срез обмазывают садовым варом. В этом случае прирастет лишь часть ветви, но это убережет дерево от образования дупла.
Если ветка частично отщепилась от ствола, можно попытаться ее приживить, прибив к стволу маленькими гвоздиками. Место разлома по периметру обмажьте садовым варом и плотно обвяжите полиэтиленовой пленкой. Закрепите ее несколькими витками проволоки.
За присоединенной таким образом веткой надо постоянно наблюдать и ежемесячно менять «повязку». Чтобы сберечь силы, в первый год после повреждения не давайте ей цвести.
Для скорейшего «выздоровления» не лишней будет подкормка дерева фосфором, калием и кальцием.
Вовремя оказанная поврежденному дереву помощь позволит сохранить как сломанную ветку, так и здоровье растения в целом. Но даже если древесина срастется, это место еще долго будет уязвимым, поэтому сделайте под него подпорку и первое время старайтесь не выращивать на этой ветке много плодов.