Обломав сухие ветки

Обломав сухие ветки

© Астафьев В. П., насл., 2018

© Состав., оформление. ООО Издательство «Родничок», 2018

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина – Васюткиного отца – совсем было приуныли. Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину.

Холодная изморозь и тёмные волны на реке нагоняли тоску. Не хотелось даже выходить на улицу, не то что выплывать на реку. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья, даже шутить перестали. Но вот подул с юга тёплый ветер и точно разгладил лица людей. Заскользили по реке лодки с упругими парусами. Ниже и ниже по Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы.

– Нету нам нынче фарту, – ворчал Васюткин дедушка Афанасий. – Оскудел батюшко Енисей. Раньше жили как Бог прикажет, и рыба тучами ходила. А теперь пароходы да моторки всю живность распугали. Придёт время – ерши да пескари и те переведутся, а об омуле, стерляди и осетре только в книжках будут читать.

Спорить с дедушкой – дело бесполезное, потому никто с ним не связывался.

Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея и наконец остановились.

Лодки вытащили на берег, багаж унесли в избушку, построенную несколько лет назад учёной экспедицией.

Григорий Афанасьевич, в высоких резиновых сапогах с отвёрнутыми голенищами и в сером дождевике, ходил по берегу и отдавал распоряжения.

Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал.

– Шабаш, ребята! – сказал Григорий Афанасьевич, когда разгрузка закончилась. – Больше кочевать не будем. Так, без толку, можно и до Карского моря дойти.

Он обошёл вокруг избушки, зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак, подправил съехавшие в сторону пластушины корья на крыше. Спустившись по дряхлой лестнице, он тщательно отряхнул штаны, высморкался и разъяснил рыбакам, что избушка подходящая, что в ней можно спокойно ждать осеннюю путину, а пока вести промысел паромами и перемётами. Лодки же, невода, плавные сети и всю прочую снасть надобно как следует подготовить к большому ходу рыбы.

Потянулись однообразные дни. Рыбаки чинили невода, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили.

Раз в сутки они проверяли перемёты и спаренные сети – паромы, которые ставили вдали от берега.

Рыба в эти ловушки попадала ценная: осётр, стерлядь, таймень, частенько налим, или, как его в шутку называли в Сибири, поселенец. Но это спокойный лов. Нет в нём азарта, лихости и того хорошего, трудового веселья, которое так и рвётся наружу из мужиков, когда они полукилометровым неводом за одну тоню вытаскивают рыбы по нескольку центнеров.

Совсем скучное житьё началось у Васютки. Поиграть не с кем – нет товарищей, сходить некуда. Одно утешало: скоро начнётся учебный год и мать с отцом отправят его в деревню. Дядя Коляда, старшина рыбосборочного бота, уже учебники новые из города привёз. Днём Васютка нет-нет да и заглянет в них от скуки.

Вечерами в избушке становилось людно и шумно. Рыбаки ужинали, курили, щёлкали орехи, рассказывали были и небылицы. К ночи на полу лежал толстый слой ореховой скорлупы. Трещала она под ногами, как осенний ледок на лужах.

Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт.

Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушёл куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря и с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего десять дней.

Мать недовольно сказала:

– К ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

– Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Должен. Охота ведь рыбакам пощёлкать вечером.

– «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

Мать ворчит по привычке, потому что ей не на кого больше ворчать.

Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напомнила:

– Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

– Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

– Не разговаривай! На́ вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички.

Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь.

Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи – и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, появилась у Васютки. Он ещё долго думал бы о дороге и о всяких таёжных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой.

«Кра-кра-кра. » – неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук.

Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги.

Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружьё, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему уже не раз драли уши за попусту сожжённые патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.

– «Кра-кра!» – передразнил Васютка кедровку и запустил в неё палкой.

Досадно было парню, что не может он долбануть птицу, даром что ружьё в руках. Кедровка перестала кричать, неторопливо ощипалась, задрала голову, и по лесу снова понеслось её скрипучее «кра!».

– Тьфу, ведьма проклятая! – выругался Васютка и пошёл.

Ноги мягко ступали по мху. На нём там и сям валялись шишки, попорченные кедровками. Они напоминали комочки сотов. В некоторых отверстиях шишек, как пчёлки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка. Васютка поднял одну шишку, осмотрел её со всех сторон и покачал головой:

– Эх и пакость же ты!

Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка – птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.

Наконец Васютка облюбовал дерево и полез на него. Намётанным глазом он определил: там, в густой хвое, упрятались целые выводки смолистых шишек. Он принялся колотить ногами по разлапистым веткам кедра. Шишки так и посыпались вниз.

Васютка слез с дерева, собрал их в мешок. Потом оглядел окружающий лес и облюбовал ещё один кедр.

– Обобью и этот, – сказал он. – Тяжеловато будет, пожалуй, да ничего, донесу.

Проверочная работа по русскому языку

(1)Неожиданно подул ветер всколыхнув зеркало озера и обломав сухие ветки. (2)Птицы (не) успевшие улететь и____чезли бе____следно. (3)Маленькие кроты стро__вшие подземные царства спрятались. (4)Солнце послав на землю последний луч зарылось в серую мглу. (5)Пр____рода затаившая дыхание зам____рла в ожидании чего-то и вот первая серебр____ая снежинка к____снулась кленового листа.

(6) Бе____шумно пошел снег засыпая все неровности на земле. (7)Снежный ковер изменивший обычный наряд леса опушил инеем ра____кидистые елочки од____ноко р____стущие у опушки. (8)Они покорно пр____гнулись к земле. (9)Ещё (не )скован____ая лед____ым панцирем лесная реч____нка покрыта большим снегом. (10)Он ост____навливает течение у берегов глуша шум на перекатах. (11)Снег погл____тил все звуки и создал бе____конечные вереницы белых фигур оч____ровав все лесное царство.

А1. Выпишите из предложения (5) причастный оборот и подчеркните его как член предложения.

____________________________________________________________________________

А2. Выпишите из предложения(11) деепричастие и разберите его по составу.

____________________________________________________________________________

А3. Из предложения (7) выпишите действительное причастие настоящего времени. Укажите его вид.

_______________________________________________________

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) разр____дить всходы, разр____дить ружье, ветер обв____вал

2) ум____лять о помощи, ум____лять значение, р____внина

3) зал____зать рану, зал____зать в огород, посв____тил фонарем

4) пол____скать белье, бахр____ма, подг____реть

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр____мудрость, пр____рвать, пр____мчаться

2) вз____мать, пр____ключение, пр____гнуть (ветку)

3) с____мпровизировать, меж____нститутский, под____грать

В каком(-их) предложении(-ях) на месте пропуска пишется НН?

1. Мы ехали по немоще____ой дороге.

2. Мы ехали по дороге, моще____ой булыжником.

3. Мы ехали по вымоще____ой дороге.

4. Дорога не вымоще____а.

4. В каких рядах не пишется раздельно ?

1) (не) проглядная вьюга ; (не)легче; (не) глубоко, а мелко;

2) ( не )взирая на дождь; (не)шерстяной; (не) связанный вручную;

3) (не) чувствуя; (не)заметил; (не)видящий никого.

4)совсем (не) удобный, шел ( не) глядя, (не) плавал

Читайте также  Как лучше хранить фрукты

5____ В каких наречиях на конце пишется буква а?

а) дотемн____; б) насух____; в) справ____; г) исправн____ .

6____На конце каких наречий пишется ь?

а) настеж____; б) навзнич____; в) уж____; г) вскач____

7. Замените фразеологизмы наречием (или глаголом и наречием):

1) яблоку негде упасть;

2) из рук вон плохо;

3) идти черепашьим шагом.

8. Укажите, на месте каких цифр должны стоять в предложениях запятые.

Разбегаясь в разные стороны (1) ребята бросились наутек.

Ребята бросились наутек (2) разбегаясь в разные стороны.

А он (3) мятежный (4) просит бури.

9. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1) вежл____вый, заносч____вый, покач____вать

2) бесед____вать, совет____вать, приказ____вать

3) расцвеч____вать, выл____вать, ситц____вый

4) скруч____вать, молодц____ватый, Сереж____н

10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ю?

1) та____щий снег

2) кле____щий карандаш

3) хорошо вид____щий

4) плещ____щиеся волны

11 Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный оборот (знаки препинания не расставлены).

1) По улице ехали машины заляпанные едкой грязью.

2) Машины везли налитые соком сосновые стволы.

3) Несколько скакавших рядом всадников вдруг свернули влево.

4) Поблескивающее звездами небо казалось еще выше.

12.В каком предложении есть деепричастный оборот?

1) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.

2) Играя с котенком, Антошка забыл о своей беде.

3) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.

4) Акробат медленно шел по канату и глядел только вперед.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните задания.

(1)Ночью на реку упал плотный туман (не) разве____вшийся до самого восхода солнца. (2)С высокого холма от старой полуразрушен____ой церкви открылась уд____вительная картина. (3)Над спящей рекой и сбегающей к ней улицей клубилось серое вспенен____ое море. (4) Бл____стящие крыши крайних изб усея____ы серебр____ыми каплями воды. (5)Рядом дымясь пок____зались печные трубы, с ловно корабли выстро____вшиеся в походном порядке. (6)Полузатоплен____ым маяком торчала вершина старого ра____весистого тополя. (7)Первые лучи во____ходящего солнца еще (не)выплывшего на небосвод к____снулись макушки тополя. (8)С во____ходом солнца все это застывшее море начинает оживать двигаясь и клубясь. (9)Люди пор____жен____ые этой картиной благодарили пр____красную русскую пр____роду за нечаян____ую радость подарен____ую им .

А1. Напишите, чем выражено сказуемое в предложении (4).

_____________________________________________________________________________

А2. Из предложения (7) выпишите действительное причастие прошедшего времени. Укажите его вид.

_____________________________________________________________________________

А3. Выпишите причастия из предложения (3).

_____________________________________________________________________________

1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же гласная

1) в____дяной, тр____лейбус, с____поги

2) отп____чаток, м____чтатель, х____ккей

3) л____сица, подб____рать, надп____сать

4) р____сток, з____рница, с____бака

2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква.

1) ра____борка, ____.десь, бе____проигрышный

2) ра____ход, бе____цветный, ра____дать

3) бе____донная, бе____проигрышный, ни____вергать

4) ни____ходить, бе____толковый, ра____писка

3.В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется НН?

1) совреме____ик, гости____ая, льви____ый

2) песча____ая, вяза____ый свитер, кожа____ая

3) клюкве____ый, особе____ый, вяза____ый вручную

4) стекля____ый, лебеди____ый, варе____ый картофель

4. Укажите, в каком ряду НЕ со словом во всех случаях пишется раздельно.

1) (не)видящий взгляд; (не)громко, а тихо; сказать (не)громко

2) (не)смотря на погоду; (не)глядя; (не)смотря по сторонам

3) (не)хорошо, а плохо; мне (не)хорошо, совсем (не) хорошо

4) ничем (не) обоснованная просьба, это (не)окно, она совсем (не)красавица

5 . В каких наречиях на конце пишется буква а ?

а) направ____; б) издавн____; в) измучен____; г) слев____ .

6 . На конце каких наречий пишется ь ?

а) сплош____; б) настеж____; в) замуж____; г) проч____

7.Замените фразеологизмы наречием с глаголом:

а) спит как убитый;

б) скакать во весь опор;

в) знать как свои пять пальцев.

8. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. (Запятые не расставлены.)

1) Мальчики(1) привлеченные светом(2) собрались около фонаря.

2) Привлеченные светом(3) мальчики собрались около фонаря.

3) Увлекшись изображением (4) я все любовался и любовался.

9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Я?

1) хлопоч____щий человек
2) завис____щий от меня
3) се____щийся дождь
4) стел____щийся туман

10. Укажите предложение, в котором причастный оборот не выделяется запятой (знаки препинания не расставлены).

1) Партизаны отрезанные от основных сил с честью выдержали осаду.

2) Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.

3) Быстро высыхает согреваемая солнцем земля.

4) Морская ширь играющая яркими красками живет и дышит могучей силой.

11. В каком предложении есть деепричастный оборот?

1) Несмотря на проливной дождь, мы вышли на улицу.

2) Над рекою, наклонясь, что-то шепчет камыш.

3) Изучая прошлое, поймешь настоящее.

4) Листва, радовавшая взгляд яркостью, теперь потускнела.

12. Где допущена ошибка в употреблении наречия?

1) Он слушал на уроке более внимательно.

2) Он сделал работу лучше всех.

3) Я стараюсь писать более красивее.

4) Мой друг внимательнее всех в классе.

А1первая серебристая снежинка

1-4; 2-2; 3-23; 4-34; 5-ав; 6-вг; 7-тесно выполнить плохо идти медленно; 8-1234; 9-1; 10-4; 11-1; 12-2;

А1усеяны, краткое страдательное причастие

А2- не выплывшего, сов. вид

А3- спящей, сбегающей, вспененное

1-3; 2-4; 3-3; 4-4; 5-бг; 6-аг; 7-спит крепко, мчаться быстро, знать хорошо;

Диктант на тему: Деепричастия (Русский язык — 7 класс)

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (По П.Проскурину)

Грамматическое задание:

1. Графически выделить обороты в предложениях первого абзаца;
2. Графически выделить обороты в предложениях третьего абзаца.

Диктант №2

Неожиданно подул ветер. Он прошёлся вдоль берега, зарябив зеркало воды, обломав сухие ветви. Кроты, строившие подземные царства, спрятались в свои лабиринты. Солнце, послав на землю последний луч, закрылось в серую мглу. Вся природа, затаив дыхание, замерла в ожидании чего-то. Вдруг на кленовый лист упала первая снежинка.

И вот бесшумно пошёл снег, засыпая все неровности на земле. Снежный ковёр, изменяя обычный наряд леса, опушил вековую ель, лёг на ветви берёзы. Большой снег накрывает лесной поток, останавливая течение у берегов, глуша шум на перекатах. Снег поглотил все звуки, создал бесконечные группы белых фигур, погрузив всё лесное царство в мир безмолвия и справедливости.

Объём слов: 97 слов

Грамматическое задание:

1. Графически выделить обороты в предложениях первого абзаца;

Диктант №3

Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда состав­ляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.

Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочаро­вание! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно ле­жащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.

Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Ка­жется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из род­ных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.

Грамматическое задание:

1. Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2. Подчеркните как член предложения деепричастные оборо­ты.
3. Найдите в первом абзаце слово, состоящее из двух корней, и выполните его морфемный разбор.

Диктант №4

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ни­чего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её вет­ви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябин­ка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в ны­нешнее, связывает настоящее с будущим. (По В. Быкову)

Грамматические задания:

1. Проведите морфологический разбор двух причастий из текста диктанта.
2. Подчеркните как член предложения деепричастные обороты.

Васюткино озеро — Астафьев В.П.

В лес бес­шумно, как сова, при­ле­тела ночь. А с нею и холод. Васютка почув­ство­вал, как сты­нет взмок­шая от пота одежда.

«Тайга, наша кор­ми­лица, хлип­ких не любит!» — вспом­ни­лись ему слова отца и дедушки. И он стал при­по­ми­нать всё, чему его учили, что знал из рас­ска­зов рыба­ков и охот­ни­ков. Перво-наперво надо раз­ве­сти огонь. Ладно, что спички захва­тил из дому. При­го­ди­лись спички.

Васютка обло­мал ниж­ние сухие ветки у дерева, ощу­пью сорвал пучок сухого мха-боро­дача, искро­шил мелко сучки, сло­жил всё в кучку и под­жёг. Ого­нёк, пока­чи­ва­ясь, неуве­ренно пополз по суч­кам. Мох вспых­нул — вокруг посвет­лело. Васютка под­бро­сил ещё веток. Между дере­вьями заша­ра­ха­лись тени, тем­нота отсту­пила подальше. Моно­тонно зудя, на огонь нале­тело несколько кома­ров — весе­лее с ними.

Читайте также  Народное от кашля

Надо было запа­стись на ночь дро­вами. Васютка, не щадя рук, нало­мал сучьев, при­во­лок сухую вале­жину, выво­ро­тил ста­рый пень. Выта­щив из мешка кра­юшку хлеба, вздох­нул и с тос­кой поду­мал: «Пла­чет, поди, мамка». Ему тоже захо­те­лось пла­кать, но он пере­бо­рол себя и, ощи­пав глу­харя, начал перо­чин­ным ножи­ком потро­шить его. Потом сгрёб костёр в сто­рону, на горя­чем месте выко­пал ямку и поло­жил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, при­сы­пал горя­чей зем­лёй, золой, углями, сверху поло­жил пыла­ю­щие головни и под­бро­сил дров.

Через час при­мерно он рас­ко­пал глу­харя. От птицы шёл пар и аппе­тит­ный запах: глу­харь упрел в соб­ствен­ном соку — охот­ни­чье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу гло­тал прес­ное мясо.

— Эх, дурило, дурило! Сколько этой соли в боч­ках на берегу! Что сто­ило гор­сточку в кар­ман сыпа­нуть! — уко­рял он себя.

Потом вспом­нил, что мешок, кото­рый он взял для шишек, был из-под соли, и тороп­ливо вывер­нул его. Из угол­ков мешка он выко­вы­рял щепотку гряз­ных кри­стал­ли­ков, раз­да­вил их на при­кладе ружья и через силу улыбнулся:

Поужи­нав, Васютка сло­жил остатки еды в мешок, пове­сил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до хар­чей, и при­нялся гото­вить место для ночлега.

Он пере­нёс в сто­рону костёр, убрал все угольки, набро­сал веток с хвоей, мху и лёг, накрыв­шись телогрейкой.

Заня­тый хло­по­тами, Васютка не так остро чув­ство­вал оди­но­че­ство. Но сто­ило лечь и заду­маться, как тре­вога начала одо­ле­вать с новой силой. Запо­ляр­ная тайга не страшна зве­рьём. Мед­ведь здесь ред­кий житель. Вол­ков нет. Змей — тоже. Бывает, встре­ча­ются рыси и блуд­ли­вые песцы. Но осе­нью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли бы поза­риться на Васют­кины запасы. И всё-таки было жутко. Он заря­дил одно­стволь­ную пере­ломку, взвёл курок и поло­жил ружьё рядом. Спать!

Не про­шло и пяти минут, как Васютка почув­ство­вал, что к нему кто-то кра­дётся. Он открыл глаза и замер: да, кра­дётся! Шаг, вто­рой, шорох, вздох… Кто-то мед­ленно и осто­рожно идёт по мху. Васютка бояз­ливо пово­ра­чи­вает голову и непо­да­лёку от костра видит что-то тем­ное, боль­шое. Сей­час оно стоит, не шевелится.

Маль­чик напря­жённо вгля­ды­ва­ется и начи­нает раз­ли­чать взде­тые к небу не то руки, не то лапы. Васютка не дышит: «Что это?» В гла­зах от напря­же­ния рябит, нет больше сил сдер­жи­вать дыха­ние. Он вска­ки­вает, направ­ляет ружьё на это тёмное:

— Кто такой? А ну под­ходи, не то садану картечью!

В ответ ни звука. Васютка ещё неко­то­рое время стоит непо­движно, потом мед­ленно опус­кает ружьё и обли­зы­вает пере­сох­шие губы. «В самом деле, что там может быть?» — муча­ется он и ещё раз кричит:

— Я говорю, не прячься, а то хуже будет!

Тишина. Васютка рука­вом ути­рает пот со лба и, набрав­шись храб­ро­сти, реши­тельно направ­ля­ется в сто­рону тём­ного предмета.

— Ох, ока­ян­ный! — облег­чённо взды­хает он, уви­дев перед собой огром­ный корень-выво­ро­тень. — Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за эта­кой чепухи.

Чтобы окон­ча­тельно успо­ко­иться, он отла­мы­вает отростки от кор­не­вища и несёт их к костру.

Коротка авгу­стов­ская ночь в Запо­ля­рье. Пока Васютка упра­вился с дро­вами, густая, как смоль, темень начала редеть, пря­таться в глубь леса. Не успела она ещё совсем рас­се­яться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холод­нее. Костёр от сыро­сти заши­пел, защёл­кал, при­нялся чихать, будто сер­дился на волг­лую пелену, оку­тав­шую всё вокруг. Комары, надо­едав­шие всю ночь, куда-то исчезли. Ни дуно­ве­ния, ни шороха.

Всё замерло в ожи­да­нии пер­вого утрен­него звука. Что это будет за звук — неиз­вестно. Может быть, роб­кий свист пичужки или лёг­кий шум ветра в вер­ши­нах боро­да­тых елей и коря­вых лист­вен­ниц, может быть, засту­чит по дереву дятел или про­тру­бит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то дол­жен раз­бу­дить сон­ную тайгу. Васютка зябко поежился, при­дви­нулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождав­шись утрен­ней весточки.

Солнце уже было высоко. Туман росою пал на дере­вья, на землю, мел­кая пыль искри­лась всюду.

«Где это я?» — изум­лённо поду­мал Васютка, окон­ча­тельно проснув­шись, услы­шал ожив­шую тайгу.

По всему лесу оза­бо­ченно кри­чали кед­ровки на манер базар­ных тор­го­вок. Где-то по-дет­ски запла­кала желна. Над голо­вой Васютки, хло­пот­ливо попис­ки­вая, потро­шили синички ста­рое дерево. Васютка встал, потя­нулся и спуг­нул кор­мив­шу­юся белку. Она, вспо­ло­шённо цокая, про­нес­лась вверх по стволу ели, села на сучок и, не пере­ста­вая цокать, уста­ви­лась на Васютку.

— Ну, чего смот­ришь? Не узнала? — с улыб­кой обра­тился к ней Васютка.

Белка поше­ве­лила пуши­стым хвостиком.

— А я вот заблу­дился. Понёсся сдуру за глу­ха­рём и заблу­дился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не пони­ма­ешь ты ничего, тол­куй с тобой! А то бы сбе­гала, ска­зала нашим, где я. Ты вон какая про­вор­ная! — Он помол­чал и мах­нул рукой: — Уби­райся давай, рыжая, стре­лять буду!

Васютка вски­нул ружьё и выстре­лил в воз­дух. Белка, будто пушинка, под­хва­чен­ная вет­ром, мет­ну­лась и пошла счи­тать дере­вья. Про­во­див её взгля­дом, Васютка выстре­лил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откли­ка­лась. По-преж­нему надо­ед­ливо, враз­но­бой гор­ла­нили кед­ровки, непо­да­лёку тру­дился дятел да пощёл­ки­вали капли росы, осы­па­ясь с деревьев.

Патро­нов оста­лось десять штук. Стре­лять Васютка больше не решился. Он снял тело­грейку, бро­сил на неё кепку и, попле­вав на руки, полез на дерево.

Тайга… Тайга… Без конца и края тяну­лась она во все сто­роны, мол­ча­ли­вая, рав­но­душ­ная. С высоты она каза­лась огром­ным тём­ным морем. Небо не обры­ва­лось сразу, как это бывает в горах, а тяну­лось далеко-далеко, всё ближе при­жи­ма­ясь к вер­ши­нам леса. Облака над голо­вой были ред­кие, но чем дальше смот­рел Васютка, тем они дела­лись гуще, и нако­нец голу­бые про­ёмы исчезли совсем. Облака спрес­со­ван­ной ватой ложи­лись на тайгу, и она рас­тво­ря­лась в них.

Долго Васютка отыс­ки­вал гла­зами жёл­тую полоску лист­вен­ника среди непо­движ­ного зелё­ного моря (лист­вен­ный лec обычно тянется по бере­гам реки), но кру­гом тем­нел сплош­ной хвой­ник. Видно, Ени­сей и тот зате­рялся в глу­хой, угрю­мой тайге. Малень­ким-малень­ким почув­ство­вал себя Васютка и закри­чал с тос­кой и отчаянием:

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

Вспомним классификацию основных языковых норм

1. Орфоэпические нормы

2. Лексические нормы

3. Морфологические нормы

4. Синтаксические нормы

5. Стилистические нормы

БЛОК II ПРАКТИКУМ

I. Задания для подготовки к исследованию собственной речевой культуры.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.

Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованныхплатьях, украшенных шАрфами и бАнтами.

БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

Тренинг.

Один из студентов записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть, полоскать, махать.

II. Задания для исследования собственной речевой культуры.

1. Прочитайте слова, поставьте ударение:

апокалипсис, балованный, дремота, феномен, поняла, украинский, звонит, красивее, свекла, жалюзи.

2. Выберите из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.

(ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ, ГУМАННАЯ) по­мощь была до­став­ле­на в ДНР.

(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ­ДЕБ­НАЯ) обо­ро­на была слом­ле­на благодаря сплочённости всех народов.

Этот че­ло­век был да­ле­ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН­СТВЕН­НЫЙ) в своём роде.

3. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

2) «Он всегда ложит локти на стол».

3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».

4) «Из двух зол выбирай более меньшее».

5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».

4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».

2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».

3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».

4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».

5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».

5. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».

2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».

3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».

4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».

5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».

6. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».

2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».

3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».

4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».

5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».

Читайте также  Юрий кузьминых семена томатов каталог

Выполните тестовое задание.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятисотым годом до нашей эры

2) гибридные сорта

3) группа турок

4) более веселее

Предложения.

Обломав сухие ветки,

1) Аксинья увидела сквозь них сторожку.

2) почувствовала боль от царапин и порезов.

3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.

4) хорошо стало видно вокруг.

Укажите ошибку

1) преимущество перед ними

2) согласно договору

3) показать о чем-то

4) огорчен чем-то

7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара туфель

3) страннейшая ситуация

4) опытные тренера

8. Укажите пример , в котором нет ошибки в образовании формы слова.

1) до двух тысяч второго года

2) самый важнейший

3) не кладите сюда тетради

4) в обоих сумках

Тема 3 Нормы речи.

БЛОК I. ТЕОРИЯ

ОК № 2 «ВИДЫ НОРМ РЕЧИ»

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закреплённое в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

Вспомним классификацию основных языковых норм

1. Орфоэпические нормы

2. Лексические нормы

3. Морфологические нормы

4. Синтаксические нормы

5. Стилистические нормы

БЛОК II ПРАКТИКУМ

I. Задания для подготовки к исследованию собственной речевой культуры.

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Ваша задача – правильно произнести слова текста.

Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованныхплатьях, украшенных шАрфами и бАнтами.

БезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополоснУтые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

Тренинг.

Один из студентов записывает на доске, остальные делают ту же работу в тетради

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть, полоскать, махать.

II. Задания для исследования собственной речевой культуры.

1. Прочитайте слова, поставьте ударение:

апокалипсис, балованный, дремота, феномен, поняла, украинский, звонит, красивее, свекла, жалюзи.

2. Выберите из скобок одно подходящее слово, объясните свой выбор.

(ГУ­МА­НИ­ТАР­НАЯ, ГУМАННАЯ) по­мощь была до­став­ле­на в ДНР.

(ВРАЖЕСКАЯ, ВРАЖ­ДЕБ­НАЯ) обо­ро­на была слом­ле­на благодаря сплочённости всех народов.

Этот че­ло­век был да­ле­ко не (ЕДИНЫЙ, ЕДИН­СТВЕН­НЫЙ) в своём роде.

3. Исправьте ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий.

1) «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело».

2) «Он всегда ложит локти на стол».

3) «Молодежь, трудящая на заводе, решила выйти на субботник».

4) «Из двух зол выбирай более меньшее».

5) «Кругом – никакого движения, только старая мельница махает своими крыльями».

4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.

1) «Решив задачу, мне надо только сверить получившийся результат».

2) «День Онегина начинался с того, что, лежа в постели, ему несли разные приглашения».

3) «Покупая хлеб, мне дали сдачу».

4) «Подумав, ноги Чацкого сами направились к Софье».

5) «Живя в тесной каморке, у Раскольникова зрел план преступления».

5. Исправьте ошибки, связанные с неточным употреблением слов:

1) «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».

2) «Все фамусовское общество любит прикорнуть друг перед другом».

3) «Мне подарили концертный абонент на весь месяц».

4) «За этот подвиг летчика Маресьева предоставили к награде».

5) «Тот памятливый разговор еще долго волновал Раскольникова».

6. Исправьте ошибки, вызванные употреблением лишнего слова.

1) «Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов».

2) «Впереди лидирует команда наших спортсменов».

3) «Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми».

4) «Она печально смотрела на него грустными глазами».

5) «Его глаза светились невозмутимым счастьем блаженства».

Выполните тестовое задание.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятисотым годом до нашей эры

2) гибридные сорта

3) группа турок

4) более веселее

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Если сломалась ветка: как помочь дереву

: сломанная ветка персика

От сломанных веток плодовых деревьев на участке никто не застрахован. И у самых опытных садоводов случается такая беда. Однако они знают, что оставлять ее без внимания нельзя, ведь это может привести к болезни и даже гибели многолетнего растения.

Сколько труда и сил вложено, чтобы посадить и вырастить дерево. Какая была радость, когда на нем появились первые плоды. Тогда в дегустации наливного яблочка или сочной груши участвовала вся семья, отрезая по маленькому кусочку.

Такое же выражение, как «ветки ломятся от яблок», характеризующее богатый урожай, вызывает положительные эмоции, пока оно употребляется в переносном смысле. Между тем, тяжесть плодов нередко приводит к настоящим повреждениям деревьев. Способствуют этому и другие причины.

Почему обламываются ветки у деревьев

сломанная ветка alt=»сломанная ветка» width=»460″ height=»312″ />

фото с сайта authgram.com

Причины, из-за которых у дерева обламываются ветки, может треснуть ствол или расщепиться древесина, хотя и имеют объективный характер, но во многом могут быть предупреждены садоводом.

Конечно, в первую очередь повреждения плодовых, как, впрочем, и других деревьев, происходит из-за неблагоприятных погодных условий. Ураганный ветер может не только обломать ветки, но и повалить огромное дерево. От него главным образом страдают старые растения, т.к. их стволы часто бывают трухлявыми, а ветки – хрупкими и сухими.

Омолаживающая обрезка поможет улучшить состояние дерева.

Ветки могут сломаться из-за перепадов температуры, под тяжестью снега и подмерзания зимой. Предупредить повреждения по этой причине поможет установка над наиболее уязвимыми деревьями каркасного укрытия или стяжка их ветвей веревкой, не лишними будут и подпорки.

После же сильных снегопадов необходимо отряхнуть с крон снег.

Обламываются ветви и под тяжестью плодов, и при неправильном их съеме, а также из-за ошибок в формировании кроны. При видах на большой урожай под крупными ветками своевременно устанавливайте подпорки, на 2/3 отступив от ствола. При формировании же кроны молодого дерева удаляйте ветки, которые отходят от ствола под острым углом или придайте им правильное положение.

Что делать, если сломалась ветка дерева

повязка на сломанной ветке alt=»повязка на сломанной ветке» width=»460″ height=»306″ />

фото с сайта mashedpotatoesandcrafts.com

От того, как и в каком месте сломана ветка, зависят дальнейшие действия по устранению проблемы и лечению дерева. Даже если обломалась небольшая веточка, следует обработать рану, т.к. туда может попасть инфекция. Что тогда говорить о более серьезных повреждениях.

Если обломалась тонкая ветка

Наименьшую опасность для дерева представляет обломанная тонкая, не скелетная ветвь. Однако если не принять мер, у него может замедлиться развитие, а листья и плоды начнут мельчать. Нередко место раны загнивает.

Чтобы этого не случилось, обрежьте место облома секатором или очистите его ножом. Рану продезинфицируйте 3%-ным раствором медного купороса. Дайте полностью высохнуть. Затем смажьте срез садовым варом или специальной пастой.

Садовый вар можно приготовить самому.

Если сломалась толстая ветка

Если ветка повреждена посередине и отломана не полностью, можно попытаться ее восстановить, наложив шину из деревянных планок длиной 15-20 см и шириной 2 см. Аккуратно соедините разломанные части, чтобы точно соприкасались кора с корой и древесина с древесиной.

Замажьте место разлома садовым варом, замазкой или пастой, чтобы в него не попадали грибки и бактерии. Поверх раны зафиксируйте шину тугой повязкой. Чтобы уменьшить нагрузку на поврежденное место, обрежьте секатором значительную часть ветки.

Если ветка отломилась с частью ствола

сломанная ветка сливы alt=»сломанная ветка сливы» width=»460″ height=»306″ />

фото с сайта finca57.com

Прежде чем принимать меры по лечению отломленной ветви, нужно оценить масштаб повреждения. Если ветка полностью отломилась от ствола, то нужно обработать образовавшуюся рану 3%-ным раствором железного или медного купороса. Для лучшего заживления поможет наложение глиняной болтушки с фиксацией ее повязкой из бинта или хлопчатобумажной ткани.

Отломанный сук можно примотать к стволу, но при этом его необходимо спилить выше места перелома. Срез обмазывают садовым варом. В этом случае прирастет лишь часть ветви, но это убережет дерево от образования дупла.

Если ветка частично отщепилась от ствола, можно попытаться ее приживить, прибив к стволу маленькими гвоздиками. Место разлома по периметру обмажьте садовым варом и плотно обвяжите полиэтиленовой пленкой. Закрепите ее несколькими витками проволоки.

За присоединенной таким образом веткой надо постоянно наблюдать и ежемесячно менять «повязку». Чтобы сберечь силы, в первый год после повреждения не давайте ей цвести.

Для скорейшего «выздоровления» не лишней будет подкормка дерева фосфором, калием и кальцием.

Вовремя оказанная поврежденному дереву помощь позволит сохранить как сломанную ветку, так и здоровье растения в целом. Но даже если древесина срастется, это место еще долго будет уязвимым, поэтому сделайте под него подпорку и первое время старайтесь не выращивать на этой ветке много плодов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: