Пит удольф сады

Пит удольф сады планировки

В сфере ландшафтного дизайна мода меняется очень плавно. Возьмем, к примеру, столь популярные сейчас сады "Новой волны" — родоначальник этого направления Пит Удольф создал свой первый шедевр еще в 80-е, тем не менее его работы до сих пор воспринимаются многими как откровение Диониса. Можно, конечно, отметить некоторые изменения — по большому счету что-то интегрируется, но по сути ничего не меняется. И большинство ландшафтных дизайнеров по всему миру стремятся максимально приблизить свои сады к природному виду.

Сады Пита Удольфа

Сейчас популярны цветники полевого типа, где перемешаны многолетники со злаками, где используются лекарственные травы, иссопы, растения разной высоты, разного цвета, будто бы дикорастущие и не тронутые рукой человека. Очевидный плюс садов "Новой волны" — относительная неприхотливость; для цветника специально подбираются выносливые сорта, не требующие особого ухода. Сам Пит Удольф даже отцветшие растения никогда не обрезает, видя особенную красоту в засохших стеблях с пожухлыми соцветиями. Кроме того, вы точно можете быть уверены, что в ближайшие лет десять такой сад будет производить впечатление ультра-современного произведения. Получается, с какой стороны ни посмотри — выгодное дело. Мы попросили студию ландшафтного дизайна DEREVO PARK поделиться основополагающими принципами создания цветников в стиле "Новой волны".


Сады Пита Удольфа

Обратите внимание на геометрию самого цветника. Важно грамотно подобрать растения — те, что будут находиться в центре и на периферии участка должны быть выше остальных, они будут формировать основную геометрическую линию, их стебли и соцветия должны будут прикрывать более низкие растения. У самого края размещается совсем невысокая подбивка, чтобы цветник раскрывался в перспективе, чтобы от самой высокой точки как бы плавно спадал до самого низа. Соответственно, таким образом композиция будет хорошо просматриваться со всех сторон: и снизу и сверху, и справа и слева, и даже с квадрокоптера!

Сады Пита Удольфа

Сад должен выглядеть привлекательно в любое время года, поэтому нужно рассчитать периоды цветения используемых групп растений так, чтобы они плавно сменяли друг-друга. Важно, чтобы в крайнем случае созревшие соцветия можно было состричь, не сильно повлияв на общий внешний вид сада. Обратите внимание на злаки и декоративные травы, которые всегда смотрятся эффектно.

"Мы в своих работах любим использовать так называемые связующие растения, обладающие легкими небольшими соцветиями; если их расположить вдоль всей композиции, то они превращают ее в единое целое, несмотря на то, что внутри цветника используется много разных видов многолетников. Например, такое акцентное растение как кровохлебка прекрасно справляется с этой задачей и радует глаз с ранней весны до конца лета. В итоге цветник постоянно живет, основные акценты смещаются, он от сезона к сезону меняет внешний вид сада", — комментирует Николай Безрук, главный архитектор студии DEREVO PARK.


Сады студии DEREVO RARK

Использование куртинных посадок

Рекомендуется использование монокультур. Хорошо, когда растение представлено не в одном экземпляре, хотя такое может быть, если речь идет о крупных цветниках — например, розы или пионы (хотя многие и считают их устаревшим элементом "бабушкиного сада") при грамотном расположении и в окружении злаков выглядят совсем по-другому и создают стильную композицию. Наличие куртинных посадок в цветнике будет создавать очень интересный эффект цветовых волн, которые плавно перетекают одна в другую — цветник будет сформирован красивыми цветочными пятнами: золотистая линия злаковых будет переходить в фиолетовое поле шалфея и оттеняться ромашковой белизной и разными оттенками декоративных трав. Высаженные куртинами, разноуровневые растения создают плотный ковёр, элементы которого разнятся между собой по форме листа, фактуре и цвету.


Сады Пита Удольфа

Лайфхак для небольшого участка

Если вы не располагаете большими пространствами, то такие цветники лучше ограничивать, иначе они могут разрастись и заполонить собой весь участок. Чтобы избежать такого эффекта, можно использовать металлические бордюры Park detail, которые создают контраст между газоном и цветником, кроме того совершенно незаметны в саду. Можно организовать цветник вдоль забора, чтобы он его частично закрывал и создать таким образом декоративный вид на периферии. Четкое зонирование будет визуально увеличивать участок. Вольные цветники лучше ограничивать четкими линиями — это может быть прямоугольник или полукруг, за счет этого получается стильный эффект на контрасте с небрежными формами растений.

Сады студии DEREVO RARK

С чего все начинается?

Всё начинается с обучения. Я думаю, что вы должны пойти в ботанические сады или дендрарии, а не в садовые центры. Важно видеть растения в контексте места — вот где вы узнаете больше всего. Сейчас самое время посмотреть на цветущие кустарники и деревья, чтобы увидеть их истинную форму.

Как вы выбираете растения?

Вы должны начать с идеи. Представьте себя в саду. Некоторые люди стремятся посадить высокие растения, чтобы отделиться от окружающего мира. Другим людям нравится открытое пространство, как на лугу.

Составьте список растений, которые вы хотите использовать. Не выбирайте по фотографиям, выбирайте по времени цветения, высоте, цвету и текстуре. Узнайте, являются ли растения многолетними или однолетними. Это самая важная вещь. Если вы создаете сад, то вы хотите, чтобы он радовал вас долгие годы, а не только на сезон.

Где использовать однолетники?

В принципе, сад должен быть более устойчивым. Вы можете использовать однолетние растения и двулетники, чтобы заполнить пробелы, но они не должны быть главным акцентом в вашем саду.

Когда вы работаете дизайнером, заказчики не хотят, чтобы вы сажали растения, которые цветут всего сезон.

Если у вас есть свой сад, вы испытываете радость от покупки новых растений. Но не переусердствуйте. Сад не должен быть слишком декоративным. Отправляйтесь за простыми цветущими растениями. Если вы покупаете правильные растения, это выглядит хорошо. Если же растения неподходящие, придется переделывать сад каждый год.

За советами этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в свои руки по всей Европе и Америке.

Сад Пита Удольфа. Фото с сайта oudolf.com

Это Пит Удольф! Главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты модные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке и Венеции.

Начало пути

Пит Удольф родился в 1944 году в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем только он не успел поработать в молодости: моряком, барменом, продавцом, официантом и даже сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» списка, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было. Смена профессиональных ориентиров произошла чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. На тот момент ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит понял, что влюбился в растения, и больше ничего искать не надо. Нужно просто развиваться в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года получает соответствующее образование.

Пит Удольф на фоне своего сада. Фото с сайта ukrbio.com

Затем Удольф открывает собственное дело – небольшую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном плане компания окупила себя – желающих иметь красивый, ухоженный сад было много. А вот профессионального удовлетворения мастер не получал. Все заказы были однотипны: тщательно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, классический английский сад. Художественный взгляд Пита и его желание творить выходило за рамки искусственного моделирования с последующим поддержанием идеальной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, близким к природе и красивым в любое время года.

Пит и Ани Удольф в своем саду. Фото с сайта cultureforfriends.eu

«Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю».

Чтобы экспериментировать с ландшафтными формами и селекцией, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело.

Дом Пита Удольфа в Хуммело. Фото с сайта oudolf.com

Итогом этих экспериментов стали совершенно ясная концепция сада новой волны (о ней мы поговорим позже) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых знаменитый шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они долго жили.

На сегодняшний день у 72-летнего дизайнера внушительное портфолио проектов и наград:

Сад в Бад-Дрибурге. Фото с сайта oudolf.com

  • работа с Мин Рёйс (уважаемой дамы в кругах голландского ландшафтного дизайна),
  • проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут,
  • сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine,
  • Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене,
  • променад High Line в Нью-Йорке и еще множество интересных и заслуживающих внимания садов;
  • Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.

Основные положения концепции строения сада

Удольфианский сад (именно такой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) только на первый взгляд хаотичен. Все как будто бы само выросло и продолжает расти дальше. На самом деле это четко выстроенная и концепция. Вот несколько базовых положений, по которым Пит строит свои сады.

Нужно полностью задействовать все архитектурные возможности того или иного вида. Фото с сайта oudolf.com

1. Прежде всего должна проводиться работа с формами растений

Нужно полностью задействовать все «архитектурные» возможности того или иного вида. В связи с этим Пит выделяет несколько групп растений:

  • Шаровидной формы

Как уже ясно из названия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играть» на закатном солнце.

Их цель — играть на закатном солнце. Фото с сайта oudolf.com

Дизайнер рекомендует использовать короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит – мордовник с мелкими синими или голубыми цветками, собранными в шар, и колючими листьями.

  • Остроконечной формы («свечки»)

Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, дербенник и шалфей.

Фото с сайта oudolf.com

  • Зонтичной формы

Тут все просто соцветия похожи на зонтики, и у большинства ассоциируются с дикой природой, которую не тронула рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, знакомые всем фенхель, любисток и кашка.

  • Экраны

Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски своих «соседей». Это опять же злаки (например, ковыль), некоторые виды василистника, рута душистая и вербена.

Читайте также  Сирень китайская фото описание

Сад Ани и Пита в Хуммело в Нидерландах. Фото с сайта oudolf.com

  • Ромашки

Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, а также новоанглийские или новобельгийские астры.

  • Метелки и перья

Тут название тоже говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья или метелочки.

Метелки и перья. Фото с сайта oudolf.com

Любимица Пита – астильба, а также таволга болотная и другие растения подобной текстуры.

Выбрать растения для создания похожего сада вам поможет наш маркет, где собраны предложения крупнейших интернет-магазинов. Смотреть подборку растений для сада Пита Удольфа.

Сады Голландии: интервью с Питом Удольфом

За последние тридцать лет голландский ландшафтный дизайнер Пит Удольф не раз удивил своими природными садами-шедеврами и Европу, и Америку. Почерк автора настолько характерен, что среди поклонников экосадов появилось новое течение – "удольфианцы".

Сад Пита Удольфа

Господин Удольф, кто, как не Вы, может объяснить, что такое "природный" сад.

– Занимаясь дизайном, я не пытаюсь создавать природу, лишь хочу передать ощущение ее спонтанности и красоты. Приглядитесь к весенним лугам. Они вселяют чувство восторга, которое хочется принести с собой домой. Но скопировать их невозможно. Природная система отличается от той, что в вашем саду: она поддерживается всеми ее обитателями.

Вы знаете, каков традиционный английский сад. Он полон догм и ежедневно указывает вам, что нужно делать: удалять отцветшие соцветия, удобрять газон, обрезать розы, подвязывать стебли, выкапывать луковицы. Он не учит людей смотреть. Если растение все еще хорошо выглядит, зачем его срезать? Зачем убирать увядшие цветки, если потом появятся красивые соплодия? Сад – это не выставка растений. Английский сад не имеет ничего общего с экологией, ему требуется много воды. Я же стараюсь создавать сады, не требующие особого ухода, где растения должны хорошо чувствовать себя без частого полива. И хочу, чтобы люди видели: получить эстетичную картину, думая об экологии, не так сложно.

– Как Вы пришли к такому подходу?

– Мне нравится в саду спонтанность, и я с самого начала думал о том, как ее добиться. После переезда в 1982 году в Хуммело мы заложили питомник многолетников и стали экспериментировать. Отбирали растения, которые создавали красивый беспорядок и не давали самосев. Не стали подвязывать большинство растений, которые разваливаются, но при этом продолжают хорошо выглядеть. Мы усердно разыскивали и отбирали долгоцветущие виды и сами начали выводить улучшенные сорта. Затем мы включили в план миксбордера декоративные травы. Сначала немного, а потом я подумал: почему бы не сделать наоборот. И создал миксбордер из трав с вкраплениями цветов. Идея цветников полностью поменялась, но она работает.

После 15 лет экспериментов сад стал производить совсем другой эффект: мы больше не использовали розы, отказались от растений, которые нужно подвязывать, оставляли отцветшие. Старались, чтобы сад выглядел хорошо все сезоны. Если вы сделали правильный выбор, растения порадуют вас красивыми соплодиями или повторным цветением.

– То есть Вы не только охотились за растениями, но и занимались собственной селекцией?

– Да, мы много путешествовали по бывшей Югославии, Северной Америке. Североамериканские растения были не в моде в начале восьмидесятых. Нигде, даже в Англии, не было посконников, мы смогли найти их только в Германии. Я наполнил сад совершенно новыми видами – до этого, например, никто не воспринимал кровохлебку как декоративное растение.

Затем я увлекся селекцией монард, флоксов, сидальцей, шалфеев, гераней, астранций. В сумме у меня около семидесяти сортов. Но последние десять лет я больше концентрируюсь на дизайне.

– С одной стороны, Вы всей душой любите растения, с другой – делаете сады. Кто же Вы – дизайнер или селекционер?

– Я дизайнер, который любит растения. Когда вы создаете сад, вы не можете отталкиваться от ассортимента. Сначала нужно найти идею сада, определить тему каждого фрагмента. Потом цвет, конечно. Сад делают формы, а цвет нужен для выразительности. Мы думаем в цвете, но создаем формы.

– Вы классифицируете все многолетники по форме соцветий: плоские, колосовидные, округлые, полусферические.

– Чтобы люди лучше осознали роль формы. Это помогает комбинировать растения в той системе, которая у меня в голове: в вертикалях и горизонталях, промежутках, переходах. Это мой тип мышления. Конечно, цвет тоже важен. Но если вы занимаетесь дизайном, вы должны сначала эскизно набросать форму.

Я делю растения также и по их характеру: насколько они устойчивы и надежны, как они ведут себя в саду.

– У Вас есть любимый цвет?

– Думаю, да — красный, пурпурный. Но нет цветов, которые я бы не хотел использовать. Что я не люблю, так это ядовито-желтые нарциссы. Я их ненавижу. У меня есть один, хочу его выкопать.

– Пик цветения в Вашем саду приходится на август-сентябрь. Как Вы решаете проблему весенней декоративности?

– Мы оставляем все растения и срезаем их в начале февраля. Потом расцветают крокусы, подснежники, морозники. В общественных парках я сажаю много
раннецветущих луковичных.

– Вы выиграли Челси-2000. Как Вы относитесь к этой выставке, садам, которые делаются специально для нее?

– Я рассматриваю ее как выставку, а не как реальность. Челси – это маркетинг. И если посетители думают: "О, отличная комбинация, нужно попробовать повторить ее у себя в саду", – значит, они должны что-то познать сами, наступить на грабли, чтобы понять, что такое Челси. Я почти всегда посещаю ее. Мне нравятся люди, я всегда встречаюсь там с друзьями. Вообще это индустрия. Я бы сказал: не верь в это, просто наслаждайся этим.

– Хэнк Герритсен, соавтор одной из Ваших книг, однажды сказал: "желтый лист – это ошибка".

– Мне в целом не нравятся вариегатные растения. Скажем, такую легкую вариегацию, как у герани 'Samobor', бруннеры 'Jack Frost', можно использовать. Но сажать растение лишь потому, что у него пестрые листья, – нонсенс. Коллекция вариегатных растений, на мой взгляд, безвкусна. Правда, коллекционер и не обязан быть дизайнером. Хотя коллекция может быть интересной и "держать" остальной сад. Ведь даже знаменитые архитекторы не только на дома смотрят.

– Как долго создавался сад в Хуммело?

– Мы поменяли его уже несколько раз. Последний сделали 3 года назад. Оставим его таким на 7-8 лет.

– Вы наверняка встречали здесь русских посетителей?

– Встречал и разговаривал с ними. Русские любят растения, интересуются дизайнерскими идеями. Очень любопытные и серьезные, они, кажется, хотят поскорее "проскочить" период накопления опыта и запрыгнуть немедленно в самый центр садоводческого мира, до которого другие добираются по двадцать лет. Я желаю вашим читателям наслаждаться садоводством. Это процесс познания, красивый сад не создашь за один день. Мне нравятся люди, которые усердно учатся, не боятся нового. Когда я впервые увидел английские миксбордеры, я сходил по ним с ума, сам хотел делать что-то подобное. Прошло несколько лет, пока я понял, что они не имели ничего общего с хорошими сочетаниями.

То, что я делаю сейчас, настолько индивидуально, лично, что, я думаю, я не смогу этому научить. Этим можно только вдохновить. Вдохновить учиться. Нельзя сказать: скопируйте. Просто сделайте что-то сами. Мы все хотим вдохновляться музыкой, живописью, чем-то еще. Но на самом деле мы должны создавать собственные произведения. Если ты говоришь: я люблю Моцарта – попробуй достичь его высот.

Адрес сада и питомника: Broekstraat 17, 6999 DE Hummelo, Нидерланды. www.oudolf.com

Открыт с 1 августа по 30 октября с 10 до 16.

Интервью взято в 2008 году.

Использованы фотографии частного сада Пита Удольфа и английского сада Pensthorpe (дизайн Пита Удольфа).

Благодарим Сергея Калякина за предоставленные фотографии. Больше материалов смотрите в личном блоге:

Пит Удолф: пять мыслей о саде, прозрачности и травах

Голландского ландшафтного дизайнера Пита Удолфа (Piet Oudolf, р. 27.10. 1944) называют лучшим садовником современности. Он — главный вдохновитель садов «новой волны» по обе стороны Атлантики, основоположник Naturgarden — cадов, составленных из местных злаков, болотной таволги и клевера, которые будоражат воображение сильнее экзотических парков.

О случайностях судьбы Мне было уже далеко за двадцать, когда я наконец определился с тем, чем я буду заниматься в жизни. У моей семьи был собственный бизнес, мы держали ресторан. И сначала моя жизнь строились вокруг помощи родителям, у меня было много случайных подработок. И одна из них — в садовом центре, где я впоследствии и устроился постоянно, настолько меня это заинтересовало. Именно так и началась моя любовь к саду. Тогда, в 26 лет, мне пришлось снова учиться – я поступил в университет, чтобы узнать все о растениях. Прошло еще пять лет, прежде чем я открыл собственное дело. Уже в конце 70-х годов мои сады были опубликованы в журналах, но это были преимущественно частные сады — крупные проекты появились в моей жизни очень поздно.

Сады, созданные Питом Удолфом в Нью-Йорке в парке The High Line

О любви к травам Главным в моей карьере я бы назвал переезд, он все ускорил. В местечко Хуммело на западе Нидерландов мы переехали из нашего небольшого дизайнерского бюро в Гарлеме недалеко от Амстердама: я был к тому времени уже очень увлечен растениями, и нам нужно было больше места. Мы продали дом в 1981 году и нашли заброшенную ферму на востоке, недалеко от границы с Германией. Поначалу мой питомник растений был больше известен, чем мои дизайнерские работы. Все восторгались нашими многолетниками и травами.

Сады Lurie Garden в чикагском парке Millennium

Еще в 1982 году мы обнаружили, что любые травы прекрасно выглядят в саду в любое время года. Они дают саду тот естественный, прозрачный образ, который сейчас стал знаменитым. Некоторые травы также красиво цветут — и эти цветки сохраняются вплоть до зимнего времени — их форма хорошо читается даже под снегом.

Можно расположить различные сорта трав в таком порядке, который будет выглядеть, как сад диких трав. Одни сорта трав нуждаются в поддержке других (иногда буквально, поскольку травы с более плотными стеблями поддерживают более тонкие). Важно смешивать травы различных континентов — из Европы, Северной Америки, Азии, Китая.

Читайте также  Райская украшенная змея

Один из знаменитых садов Пита Удолфа — The Oudolf Field в поместье галеристов Hauser & Wirth в Сомерсете, Великобритания

О преимуществе работы на земле У меня есть опыт, который недоступен большинству ландшафтных дизайнеров. Иметь свой собственный питомник и годами наблюдать, каким образом ведут себя растения с различных континентов — роскошь, доступная единицам крупных ландшафтных архитекторов. Именно тогда мне пришла мысль о том, что «украшательство» саду не так уж и нужно. Я хотел большего. И тогда я разыскал людей, которые больше занимаются дикой природой и растениями. С теми, кто больше экспериментировал. Начиная с 80-х годов я изучал, коллекционировал и тестировал растения, как они могут повести себя в новых для себя условиях. Мне приходилось ездить на множество конференций — и там я познакомился с людьми, которые искали новые подходы в озеленении общественных пространств. Это был мой путь в большую архитектуру. В 1996 году мне заказали проект небольшого парка в Стокгольме. Таким образом я ушел из области частных садов в общественные проекты. Это был успех: по образцу того парка стали делать сады по всей Швеции, это стало чем-то вроде стандарта.

Фрагмент личного сада Пита Удолфа

О коричневом цвете Я всегда утверждал, что коричневый — это тоже цвет. Совершенно самостоятельный и недооцененный. Я уверен, что он неправильно трактуется большинством людей, поскольку они думают, что цвет несут только сами цветы. Но когда вы посмотрите на свой сад осенью, то увидите, что все, даже цветы, принимает коричневый оттенок, и нужно принимать его во внимание так же, как и пору яркого цветения. Коричневый может быть с рыжим оттенком, может быть с желтым. Невозможно создать красивый круглогодичный сад, ориентируясь только на июньские и июльские растения, когда цветут розы. Обязательно нужно включать растения, которые будут хорошо выглядеть зимой. Я бы посоветовал забыть про цветы вообще и представить, каким вы увидите сад в конце сентября. Ваше восприятие сада на фоне травы, которая обрела коричневый или оранжевый оттенок, будет совершенно особым.

Пит Удолф в собственном саду

Об искусстве и садах Нынешние сады говорят обо всех проблемах нашей планеты: о науке, творчестве, экологии. Даже если вы посмотрите на планы посадки растений, сами по себе они иногда выглядят как произведение искусства. Но я бы с большой осторожностью называл искусством работу с садом. Поскольку этим занимается огромное число обычных людей, совершенно не связанных с арт-идеями, они просто обустраивают свою жизнь. В противном случае мы должны всех называть художниками. Садоводство — это не искусство, а просто работа на земле — даже если сад и выглядит как очень сложное, продуманное, многослойное произведение. В последнее время столько дискуссий по поводу того, является ли сад искусством, что хочется поставить в этих обсуждениях точку.

Сад «новой волны»: гармония злаков и многолетников

Каждый выбирает стиль сада по своему вкусу. Кому-то по душе английский сад с традиционным газоном, кому-то нравятся классические цветники и миксбордеры. Но всё больше людей отдают своё сердце саду «новой волны», где бушуют травы, где природный живописный беспорядок настолько тонко и незаметно упорядочен человеком, что многие начинают сомневаться, что этот сад рукотворный.

Работа основателя «Новой волны» в садовом дизайне Пита Удольфа — сад рядом с галереей Houser and Wirth в Сомерсете

«Новая волна» в садовом дизайне не такая уж и новая: этой идее около 30 лет. Тогда её основатель, голландец Пит Удольф (Piet Oudolf), приобрёл свою ферму Хуммело (Hummelo) и начал создавать сады, где господствовали естественность, гармония форм соцветий, разнообразие злаков и многолетников.

В настоящее время сады Пита Удольфа, а также сам стиль, получивший название New wave («новая волна»), или Natur garden («естественный сад»), ‒ самое популярное направление ландшафтного дизайна, а их автора называют самым влиятельным садовником современности. Появились понятия: удольфианский сад, удольфианский цветник, удольфианские растения.

Принципы сада «новой волны»

Основной принцип такого сада ‒ это использование злаков и многолетников, характерных именно для той природной зоны, где будет расти сад, и максимальное использование той природной базы, которая уже есть на местности: взрослые деревья и кустарники, холмы или понижения рельефа.

Порой это самые обычные цветы и травы, которые мы привыкли видеть вокруг себя: они есть в нашем саду или на соседнем лугу. Но они так удачно скомпонованы, высажены куртинами, им подобран выигрышный фон и удачные «спутники», что можно только удивляться, как мы сами не замечали, сколько неприхотливой красоты скрыто в самых простых растениях, таких как таволга, полевая герань, иван-чай или шалфей.

Прогулочная зона High Line в Манхеттене авторства Пита Удольфа. Основаная идея — рукотворное единение города и дикой природы

Сад четырёх времён года

Сад «новой волны» призван радовать нас 12 месяцев в году. Тут важен баланс, сколько видов и в какой период цветут одновременно. Наш сад всегда будет в цвету, если мы будем соблюдать пропорцию: посадим 30% растений, цветущих весной, 40% ‒ цветущих летом и 30% ‒ осенью.

Ставка делается именно на многолетние растения, которые цветут с июня по сентябрь: или отцветут весной и «пропадут из виду», как луковичные, или, как злаки, сохранят свою декоративность даже сухими. Этот сад красив всегда.

Весной тон зададут многолетние первоцветы и луковичные, которые можно не выкапывать на зиму. Это примула, садовая незабудка, дицентра, крокусы, мускари (или мышиные гиацинты), пролески, нарциссы, рябчики.

Летом им на смену придут пионы, таволга, хосты, флоксы, а осенью ‒ астры и хризантемы. И всё это великолепие будет цвести на фоне моря трав и злаков.

А потом наступит зима. И мы будем любоваться метёлками злаков и засохшими соцветиями, укрытыми снегом.

Правило 70/30

Растения принято делить на «тесто» и «изюм».

70% ‒ это тесто, ландшафтообразующие растения, структурирующие пространство. Это устойчивые к холоду многолетние цветы, кустарники и злаки, которые радуют глаз с раннего лета до поздней осени.

30% ‒ это изюм, украшения, «вишенки на торте» ‒ цветы, в основном однолетние, с коротким периодом цветения.

Главная тема

Считается, что у сада должны быть настроение, концепция и главная тема. Из базового набора видов растений, которые образуют каркас сада (а их очень много), мы выберем то, что подойдёт именно нам. И это будет наше «тесто», из которого мы будем лепить сад.

Минимальная ширина цветника ‒ предпочтительно 2,5 м, а вот длина может быть любой. Если площадь вашего будущего сада или цветника совсем невелика, будет лучше взять три-четыре вида за основу, но посадить их крупными куртинами. Садовники предпочитают в качестве основных видов шалфей луговой, хосты и астры (например, продолговатолистную астру сорта «октобер скайз»).

Пейзажные удольфианские цветники ‒ это чередование больших куртин растений, повторяющихся через определённое расстояние. Стиль «новой волны» не приветствует много мелких деталей, это скорее крупные мазки художника-импрессиониста.

Поддерживаем «местных производителей»

Очистить и перекопать участок для будущего сада ‒ это не по-удольфиански. Мы постараемся максимально использовать то, что уже создано природой. Важно всё: есть ли деревья или живая изгородь, которые могут стать фоном, насколько пространство открыто или, наоборот, замкнуто. То есть холст для нашей картины уже загрунтован.

Постараемся обойтись без экзотических растений. Местные виды неприхотливы, лучше будут расти, меньше болеть, и наш цветник будет гораздо устойчивее и долговечнее. И, что немаловажно, потребуется меньше времени и сил для ухода за ним.

Естественная «дымка»

Ей отводится почётное место в дизайне сада. Злаки и растения семейства зонтичных, посаженные большими куртинами, создают эффект рассеянного освещения, дымки, морской пены, тумана. На этом фоне любые многолетники смотрятся волшебно.

Ярус имеет значение

Важен общий вид сада. Многоуровневые пейзажи смотрятся лучше, они делают пространство объёмным. Мы постараемся, чтобы в нашем саду были и деревья, и кустарники, и цветники. И внутри самого нижнего уровня цветников сделаем ярусы. Это будут злаки, цветы и травы.

Если площадь сада небольшая, то лучше верхним уровнем сделать кустарники. Это сохранит правильные пропорции сада.

Долой границы

Когда мы приходим на луг, то не видим чётких границ. Нет такого, что вот в этом квадрате растут ромашки, ромашки закончились, начались васильки. Этот природный принцип был взят в сады «новой волны».

Виды растений можно смешать, между куртинами сделать «переходную зону», где будет расти несколько видов. И мы посмотрим, что принёс нам ветер: может быть, некоторые полевые цветы нам и сажать не придётся. Это хорошо, когда в саду процветают и культурные, и дикорастущие виды.

Строго ограничить можно только злаки. При посадке сделаем барьер из агроволокна, пластика или жести, чтобы злаки сильно не разрастались; они агрессивны, и об этом стоит помнить.

Форма важнее цвета

Когда заходит речь о выборе цвета, поклонники садов «новой волны» выбирают натуральные, пастельные зелёные, сиреневые, лиловые, голубовато-синие, серебристые, приглушённые оранжевые и золотистые цвета и оттенки.

Однако решающий фактор вовсе не цвет, а размер и форма соцветий и их сочетание. Что выберем?

«Ромашки»: астры, хризантемы, эхинацея, нивяник, рудбекия. Как и все, высаживаются куртинами или блоками. Выигрышно смотрятся на фоне злаков и «свечек».

«Зонтики»: флоксы, дудник, пижма, тысячелистник, любисток, очиток. Высаживаются куртинами. Кружевные зонтики этих растений создают эффект дымки, придавая цветникам лёгкости. Яркие флоксы могут стать цветовым акцентом композиции.

«Свечи»: иван-чай, наперстянка, шалфей, коровяк, лобелия, дельфиниум. Это вертикальные ориентиры цветника. Как и все, высаживаются значительными по размеру группами.

«Кисти»: астильба, волжанка, таволга или лабазник, золотарник. У этой формы очень мягкие контуры соцветий, они отлично подойдут для создания переходной зоны между разными группами растений.

«Шары»: декоративные луки, кровохлебка, синеголовник, астранция. В отличие от многих других растений, в удольфианском цветнике высаживаются небольшими группами.

«Метёлки»: это злаки ‒ ковыль, вербена, мискантус, пампасная трава, вейник остроцветный, ячмень гривастый, луговик дернистый. Злаки, кстати, считаются визитной карточкой садов «новой волны». Все они будут отличной основой любого цветника. Это лучший естественный фон для любых соцветий.

Как ухаживать за удольфианским садом

К счастью, если мы всё правильно распланировали, а почву замульчировали сразу после посадки растений в грунт, то нам не придётся неустанно бороться с сорняками.

Однако надо корректировать форму куртин, рыхлить почву, поливать и пересаживать растения при необходимости, обрезать, убирать лишнее и самосев.

Читайте также  Сомик таракатум содержание и уход

Обрезка понадобится в таком саду редко. Например, летом, когда отцветут пионы или ирисы. Их увядшие соцветия вряд ли можно назвать декоративными. Или если мы хотим продлить цветение (хризантема) или повторить цветение ещё раз в этом же сезоне (люпины, дельфиниумы). Зимой срезать сухие стебли или соцветия точно стоит, только если их поломал сильный ветер или они «полегли» под тяжестью мокрого снега.

Не случайно в садах «новой волны» предпочтение отдано многолетникам. Большинство из них нужно пересаживать не чаще одного раза в 4-5 лет (дельфиниумы, ирисы). А некоторые из них нуждаются в пересадке лишь раз в 25 лет (пионы, хосты). Пересадку и деление можно откладывать до тех пор, пока растение обильно цветёт и ему хватает жизненного пространства.

Забота требуется любому саду. Но естественные сады, о которых мы говорим, наиболее терпимы к лёгкой неухоженности, они дают свободу для творчества и преподносят массу сюрпризов в процессе своего роста и формирования. Это максимально приближенные к природе рукотворные биоценозы, это скорее разнотравные луга, чем регулярные цветники и газоны. И этим сады «новой волны» и прекрасны.

Садоводство новой волны: сады Пита Удольфа

В этой статье речь пойдет о работах влиятельного голландского дизайнера, основателя направления садоводства новой волны – Пита Удольфа. Главную роль в дизайне этого направления играют многолетние травы, которые с особой тщательностью подбираются, учитывая структуру, форму и текстуру. Удивительно, что цветовому решению и цветению уделяется не такое пристальное внимание, как в традиционном ландшафтном дизайне.

О том, как все начиналось. Пит Удольф родился в 1944 году в Харлеме – городке на севере Голландии. В молодости он работал барменом, официантом, сталелитейщиком, ходил в море на рыболовецком судне. В 26 лет устроился в питомник разнорабочим, влюбился в растения и через 4 года получил образование ландшафтного дизайнера.

В то время были популярны английские сады. Пит Удольф пишет: «Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю. Когда нужно удобрять газон, удалять отцветшие соцветия, подвязывать растения. Он только указывает что и когда делать, а не говорит: «Посмотри на то, что у тебя растет». Как дизайнер, я нашел это очень неудачным».

Пит начал использовать в озеленении злаковые, многолетние травы и цветы. Со временем он заложил свой питомник и начал экспериментировать со скрещиванием растений. Сейчас на его счету около 70 новых растений.

О выборе растений. В дизайне Пит Удольф отдает предпочтение многолетним травам, а не кустарникам и деревьям. Он объясняет это тем, что они более декоративны, даже когда приходит пора умирать. Они более динамичны в своем развитии и это непостоянство создает настроение сада. Сад наполнен эмоциями и обладает душой. Он как зеркало: в саду должны отражаться любые изменения в природе. Пит выбирает выносливые сорта, опасаясь растений-захватчиков. Важно, чтобы растения свободно развивались и «заходили» на территорию друг друга, при этом не уничтожая своих соседей. Таким образом, создается живой ландшафт, настоящий природный сад. Безусловно, садоводство новой волны не предлагает сад, который может расти без присмотра. Он также требует подкормку, пересадку и другой уход. Но достигается главная цель – отобранные растения максимально раскрывают свой потенциал в тех условиях, которые им были предложены и они практически не болеют.

Пит Удольф зачастую выбирает небольшое количество растений, работая с массивами одного вида. Это создает простоту, читаемость композиции, при этом сохраняя эффектность. Но, при таком подходе необходимо тщательно просчитывать все факторы и обдуманно выбирать растения, поскольку необходимо, чтобы они были декоративными длительное время, порой весь сезон. «Даже сочетание массивов из двух видов растений может выглядеть эффектно. Но чтобы сделать правильный выбор необходимо знать много растений. Поскольку если вы используете лишь два-три вида растений и сделали неверный выбор, они отцветут за выходные, быстро потеряют декоративность или умрут. Это будет хаос и вы провалитесь как дизайнер».

О приоритетах в саду. В одном из интервью Пит Удольф сказал, что создавая сад, нельзя отталкиваться от растений. В первую очередь нужно понимать какой сад хочет видеть владелец именно на этой территории, какое настроение от ландшафта должно оставаться: «Сначала тип сада, затем цвет. Но сад создают формы, а цвет нужен для выразительности. Создавая проект всегда думаешь о цвете, но создаешь формы. В первую очередь я сказал о цвете потому, что когда думаешь о динамике, то представляешь не белый, а скорее энергичный оранжевый и красный. Мыслите в цвете, но это не означает, что нужно найти определенный цвет: необходимо сосредоточиться на цветовой гамме, в которой думаешь. Это очень трудный процесс, не важно, делаете вы простой сад или нет».

«Я думаю в горизонталях и вертикалях, в переходах и промежутках. Это мой тип мышления. Безусловно, цвет также важен. Но если вы занимаетесь дизайном, то в первую очередь нужно эскизно набросать форму. Даже схожие формы разных цветов создают глубину посадок. В одном из моих садов в Швеции шалфей различных оттенков создает перспективу»

«Комплексность достигается за счет повторяющихся пятен, которые задают ритм. Посадка должна быть читаемой, иначе ее сложность не имеет смысла».

Совет от профессионала. Пит акцентирует внимание на том, что нужно выбирать растения удобные в уходе и стойкие к сорнякам. Стоит помнить о том, что нужно учитывать требования растений к условиям проживания и высаживать рядом те виды, у которых схожие требования. Проектируя сад не стоит мельтешить видовым разнообразием, лучше высадить крупные массивы одного вида. Необходимо сочетать растения, которые цветут в разное время года. Оптимальное соотношение, по мнению Пита: 30% растений, которые цветут весной, 45% — расцветающие летом, 25% — осенью. Пит Удольф не чистит сад до поздней осени, а иногда до весны, ведь многолетние травы сохраняют свою декоративность и зимой, а разнообразные формы соцветий волшебно смотрятся в инее, высокие травы – под снегом.

В заключение. Новаторство Пита Удольфа заключается в том, что он по-новому расставил акценты в ландшафтном дизайне, выдвинув на первый план форму и фактуру, и используя растения в крупных одновидовых посадках.

С одной стороны сады новой волны очень удобны для Украины, России: они сохраняют свою декоративность круглый год и не требуют большого ухода как сады с экзотическими растениями. С другой – учитывая то, что порой 5 месяцев в году у нас лежит снег, летом хочется буйства красок и зелени. Поэтому мы так любим вечнозеленые растения, декоративно-лиственные, а главное – цветы, которые чем дольше и краше цветут, тем больше ценится.

Пит Удольф написал несколько книг, список которых приведен ниже.

О дизайне садов (в соавторстве с Ноель Кингсбури): «Дизайн с растениями» («Designing With Plants») – 1999, «Сады во времени и пространстве» («Planting Design: Gardens in Time and Space» — 2005

О садоводстве с использованием трав: «Сады с травами» («Gardening With Grasses») — 1998 (в соавторстве с Майклом Кингом и Бет Шато);

Две книги (в соавторстве с Хенк Геритсеном) об идеальных растениях для натурального сада: «Растения-мечты для натурального сада» («Dream Plants for the Natural Garden») — 2000 и «Создание натурального сада» («Planting the Natural Garden») – 2003.

Фотографии работ Пита Удольфа, главного дизайнера парка, можно посмотреть в нашей фотогалерее «Садоводство новой волны от П.Удольфа».

Завирюхина Мария
специально для портала
садового центра «Ваш сад

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

Принципы сада Naturgarden — гармоничный сад круглый год

Как создать у себя Сады Пита Удольфа

Пит Удольф и его ландшафтный дизайн — самый инновационный подход к садоводству сегодня. Его характерный стиль — вдумчивое воплощение природы, которое подчеркивает форму, текстуру и естественную гармонию — является результатом более чем трех десятилетий наблюдения и работы с растениями, особенно многолетними:

  • Он экспериментировал с растениями в поисках того, как они выглядят до и после цветения, выдержат ли их семенные головки зиму, какой уход им нужен, и как они будут сочетаться с другими растениями на грядке.

Несколько слов об основателе «новой волны»

Пит Удольф

Фото с сайта crainsdetroit.com

Стиль «новая волна» появился благодаря Питу Удольфу (Piet Oudolf). Родился он в 1944 году в Харлеме (Голландия). В 26 лет увлекся растениями и получил образование ландшафтного дизайнера. Являясь противником классических английских садов, Пит считает, что они требуют постоянного ухода и оставляют мало пространства для творчества. Ему нравится экспериментировать со злаковыми культурами, многолетними травами и цветами. Больше всего дизайнеру по душе естественные ландшафты, имитирующие единение с природой.

Поклонники «новой волны» (другие названия New wave, Nature Garden) сделали имя Пита Удольфа нарицательным. Так появились удольфианские сады и удольфианские растения.



Как создать природный сад у себя дома

Как создают сады в стиле новой волны, какие растения они включают, лучше всего рассмотреть на фото с названиями работ голландского ландшафтного дизайнера Пита Удольфа.

Вместо жестких комбинаций, основанных на непрерывном цветении с использованием гибридов, он выбирает растения, которые выглядят естественным образом.

Для того, чтобы воспроизвести у себя на участке такую композицию, следует ознакомиться с основными принципами известного голландца:

    Сад с четырьмя сезонами. Удольф использует сложную палитру растений, которые выбраны по тому, как они выглядят на протяжении всех сезонов: в увядании они должны быть так же красивы, как и в первом весеннем распускании. Если его сады выглядят потрясающе в разгар лета, то осенью и зимой они часто становятся волнующими, поскольку желтые, пурпурные и красные оттенки трогательно переходят в более тонкие оттенки коричневого, и, в конечном итоге, черного. Нужно иметь множество растений, которые цветут в разные времена года. Он предлагает 30% весенних растений, от 40 до 45% летних цветущих и 25% растений, которые лучше всего выглядят осенью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: