Пожарный водоем в СНТ

Устройство пожарного водоема обернулось «статьей»

Тикун Александр

Пермский краевой суд, рассмотрев уголовное дело в апелляционном порядке, оправдал и.о. главы сельского поселения, осужденного первой инстанцией за превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

Органы следствия обвиняли и.о. главы сельского поселения в следующем: зная, что полномочия на распоряжение общераспространенными полезными ископаемыми, в том числе глинистым грунтом, находятся в исключительной компетенции Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, из личной заинтересованности, осуществляя от имени администрации сельского поселения действия, явно выходящие за пределы его полномочий, заключил с коммерческой организацией договор о безвозмездном выполнении работ по разработке и вывозу глинистого грунта в объеме не более 6000 куб. м для подготовки пожарного водоема.

В период с 1 августа по 1 сентября 2018 г. коммерческая организация в рамках договорных отношений осуществила добычу, погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого – глины в объеме свыше 2,6 куб. м из месторождения на территории данного поселка, в результате чего Российской Федерации в лице краевого Минприроды был причинен ущерб на сумму более 480 тыс. руб. Действия и.о. главы поселения были квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ.

На следствии и в суде мой подзащитный утверждал, что единственной его целью было обустройство пожарного водоема в поселке – такая необходимость назрела давно, так как поселок состоит преимущественно из деревянных построек. О том, что в недрах выбранного участка могут находиться полезные ископаемые, он не знал и не мог знать, поскольку пожарный водоем обустраивался на месте ранее существовавшей несанкционированной свалки.

В суде защита подчеркивала, что следствием не установлены классификация изъятого грунта, его объем и характеристики, в связи с чем не определен реальный размер ущерба. Согласно условиям договора разработке и вывозу подлежал глинистый грунт, а не глина, что не одно и то же. Суду были представлены письменные доказательства (ответы организаций, надзирающих в сфере недропользования) о том, что земельный участок, на котором базируется пожарный водоем, не относится к участкам местного значения, содержащим общераспространенные полезные ископаемые, а месторождений полезных ископаемых там нет.

Свидетель обвинения и представитель потерпевшего в судебном заседании подтвердили, что изъятый грунт не исследовался, а вывод о том, что глина добыта незаконно, сделан на основании визуального осмотра участка.

После того как свидетель обвинения в ответ на мои вопросы пояснил, что расчет плотности глины выполнен им на основании средних значений, суд запросил новый расчет минимальной плотности глины. Поскольку изъятый грунт не исследовался, сумму ущерба сотрудник Минприроды рассчитал по аналогии с близлежащим месторождением кирпичной глины. Отвечая на вопрос защиты, свидетель добавил, что не может утверждать, одинаковые ли характеристики имеют изъятая глина и кирпичная, показатели которой были взяты для нового расчета суммы причиненного обвиняемым ущерба.

Тем не менее суд проигнорировал доводы защиты и признал подсудимого виновным в инкриминированном ему деянии с назначением наказания в виде штрафа в 50 тыс. руб. Он лишь снизил размер ущерба, произведя на основании нового расчета, предоставленного сотрудником Минприроды, собственный расчет, а объем грунта (2000 куб. м) посчитал, исходя из акта выполненных работ.

Изучив приговор, я обратил внимание, что суд не привел в мотивировочной части письменные доказательства, на которые ссылалась сторона защиты, и не пояснил, почему отверг их. Кроме того, суд дополнил обвинение, указав на последствия инкриминированного моему подзащитному деяния в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, чем ухудшил положение подсудимого.

В апелляционной жалобе я указал на отсутствие у доверителя умысла на превышение должностных полномочий, так как он, решая вопросы местного значения, не знал или не мог знать о наличии или отсутствии полезных ископаемых на участке, а обязанности получать подобные сведения у него не было. Пермский краевой суд поддержал доводы апелляционных жалоб стороны защиты – они вошли в мотивировочную часть апелляционного приговора практически в полном объеме – в частности, о выходе суда первой инстанции за пределы предъявленного обвинения, отсутствии в обвинении обязательного признака превышения должностных полномочий – существенности, а также о ненадлежащем установлении размера ущерба и отсутствии у осужденного умысла на превышение должностных полномочий.

Ссылаясь на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума ВС № 19), апелляционная инстанция указала, что в обвинительных документах органов предварительного следствия и суда первой инстанции оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, решается с учетом особенностей каждого конкретного случая. Как отмечено в апелляционном приговоре, обвинение в существенном нарушении охраняемых законом интересов общества и государства обвиняемому не предъявлялось, при изложении преступного деяния не упомянуто, в ходе следствия в качестве последствий преступления не названо.

Однако, как обратил внимание апелляционный суд, первая инстанция в нарушение требований ст. 252 УПК РФ в приговоре признала установленным, что действиями подсудимого были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, при этом какими доказательствами это подтверждается, суд не указал и приговор в этой части не мотивировал.

Кроме того, в приговоре и обвинительном заключении отсутствует вывод о том, что подсудимый, предоставив коммерческой организации право вывезти грунт, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий его действий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства. Краевой суд обратил внимание и на отсутствие в деле гражданского иска.

Мотивируя вывод об отсутствии состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК, апелляционная инстанция учла отсутствие судебной оценки того, что фактически по делу достоверно не установлен размер вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства РФ о недрах. В частности, суд первой инстанции оставил без внимания показания представителя потерпевшего о том, что лабораторные исследования грунта не проводились. Вывод суда о конкретном виде полезного ископаемого – глины – признан апелляцией необоснованным, поскольку основан на субъективном мнении свидетеля при отсутствии иных доказательств. В связи с этим не мог быть использован судом и примененный расчет вреда по аналогу ближайшего месторождения кирпичных глин.

Краевой суд обратил внимание также на то, что первая инстанция не оценила представленные стороной защиты доказательства (ответы Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому округу») отсутствия в исследуемых границах участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, а также участков, включенных в перечни участков недр местного значения по Пермскому краю, месторождений полезных ископаемых, того, что строительство объектов капитального строительства на участках, расположенных в границах населенных пунктов, не требует получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах на территории предстоящей застройки. Кроме того, первая инстанция не дала с учетом фактических обстоятельств оценки доводам осужденного об отсутствии у него умысла на превышение должностных полномочий в сфере недропользования.

На мой взгляд, поводом для возбуждения данного уголовного дела стало неправильное понимание правоприменителями норм Закона о недрах – в частности, положений ст. 19, из которой следует, что собственники участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд общераспространенные полезные ископаемые, имеющиеся в границах данного участка и не числящиеся на государственном балансе.

Закон содержит понятие «использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых», под которым понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами для личных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако данная формулировка позволяет правоприменителям любую деятельность коммерческой организации трактовать как связанную с предпринимательской. Вместе с тем муниципальным органам для решения задач местного значения нередко приходится привлекать коммерческие организации. В таком случае все действия этих организаций с использованием общераспространенных полезных ископаемых без лицензии трактуются надзорными органами как незаконная добыча полезных ископаемых, что влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ либо – как в рассматриваемом случае – к уголовной. Например, при строительстве объектов происходит выемка грунта, который не всегда целесообразно оставлять на том участке, где он был изъят, и есть возможность использовать в другом месте. С одной стороны, недра используются для нужд муниципалитета – собственника земельного участка, т.е. необходимости в получении лицензии нет. С другой – изъятые недра используются на другом участке и с привлечением коммерческой организации, что понимается как использование, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности.

По данному делу специалисты Минприроды утверждали, что изъятые общераспространенные полезные ископаемые должны быть утилизированы на полигоне твердых бытовых отходов либо должна быть получена лицензия на их добычу. Но строительство пожарного водоема не требует получения лицензии на добычу полезных ископаемых, что подтвердили и специалисты Минприроды, а утилизация ранее изъятых при строительстве недр – не только нерациональное, но и затратное использование.

Для урегулирования проблемы возможного использования общераспространенных полезных ископаемых Закон о недрах, на мой взгляд, необходимо дополнить четкими определениями «добычи полезных ископаемых» и «незаконной добычи полезных ископаемых».

Кроме того, на первоначальном этапе следственными и надзорными органами для оценки существенности нарушения законных интересов общества и государства не были приняты во внимание фактические обстоятельства дела. В частности, при изъятии грунта муниципальным образованием решались вопросы местного значения (обустройство пожарного водоема), а в дальнейшем грунт послужил вспомогательной площадкой для укрепления береговой линии.

При более внимательном исследовании правоохранительными органами фактических обстоятельств произошедшего и надлежащей оценке существенности допущенных нарушений подобных описанному случаев, полагаю, можно избежать. При этом существенность должна быть мотивирована не только ссылками на Конституцию РФ и другие законы, но и фактическими обстоятельствами – чьи конкретно законные интересы и в чем нарушены.

Читайте также  Когда высаживать луковицы тюльпанов осенью?

В заключение отмечу, что п. 18 Постановления Пленума ВС № 19 содержит разъяснения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, но при этом не конкретизирует, в чем состоит существенность нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, что вызывает на практике сложности в ее оценке. В связи с этим соответствующие разъяснения на уровне Верховного Суда, на мой взгляд, будут способствовать стабильности судебной практики по ст. 286 УК.

Обязательно ли создание на территории СНТ пожарного водоема?

На наше садоводство наложили штраф 150 т.р. как на юридическое лицо, за отсутствие пожарного водоёма. В надзорном органе при выписывании штрафа, параллельно дали небольшую «консультацию». У нас 89 участков по плану, это значит, что наш водоём должен быть не менее 25 м/куб, но нигде не сказано, что он должен быть 60 м/куб, а начальник пож.надзора сказал, что мы должны сделать два водоёма не менее 60м/куб.

ОТВЕТ: СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»
5.9 Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м3, при числе участков: до 300 — не менее 25, более 300 — не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и.

на Общем собрании членов СНТ «Подкова»

Протокол №1 от 02.04.2008 года

по пожарной безопасности на территории СНТ «Подкова»

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила устанавливают основные требования пожарной безопасности для отдельных участков садоводческого товарищества независимо от их принадлежности и являются обязательными для исполнения правлением товарищества и владельцами садовых участков.

Требования пожарной безопасности для размещенных на территории товарищества строений, индивидуальных гаражей и т.п., определяются соответствующими правилами и инструкциями.

1.2. Правление доводит до сведения членов товарищества требования настоящей инструкции и устанавливает контроль за их соблюдением, а также выполнение технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности садовых участков.

1.3. Члены садоводческого товарищества, а также владельцы дач.

1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.

3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 — .

Ст.68 п. 18. Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 кубических метров при числе участков до 300 и не менее 60 кубических метров при числе участков более 300 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее 2 пожарных автомобилей).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»»

Принят Государственной Думой 20 июня 2012 года

Одобрен Советом Федерации 27 июня 2012 года

Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N.

1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения.

, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.

3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 — дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м.

5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц -не менее7,0 м, для проездов — не менее.

Выездной семинар по организации противопожарной работы для председателей иркутских садоводств провели сотрудники МКУ «Безопасный город» и отдела надзорной деятельности по Иркутску МЧС России. На примере СНТ «Светлое» участники семинара смогли посмотреть, как можно обустроить пожарный водоем, соблюсти необходимую ширину проездов внутри садоводства, создать добровольную пожарную дружину с собственными средствами пожаротушения и пожарной машиной.
Садоводство «Светлое» является образцовым в плане организации работы по противодействию пожарам, сообщает пресс-служба мэрии областного центра. Благодаря активистам правления здесь создана добровольная пожарная дружина, закуплены специализированные ранцы для пожаротушения, обустроен пожарный водоем на 60 кубических метров, установлена система оповещения, есть своя пожарная машина. Уже этой весной добровольные пожарные со своей техникой приняли участие в тушении пожара в соседнем садоводстве.
«Мы не ждем, что все садоводства города.

Правила пожарной безопасности для садоводческих товариществ
и дачно-строительных кооперативов
(утв. приказом МВД СССР от 30 мая 1986 г. N ППБ-140-86)

1. Общие положения

1.1. Настоящие правила устанавливают основные требования пожарной безопасности для отдельных дач, садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов (ДСК) независимо от их ведомственной принадлежности и являются обязательными для исполнения правлениями кооперативов, товариществ и владельцами садовых участков и дач. Требования пожарной безопасности для размещенных на территории садоводческих товариществ и дачно-строительных кооперативов предприятий торговли, бытового обслуживания, складских помещений, индивидуальных гаражей и др. определяются соответствующими правилами и инструкциями.

1.2. Правления организуют изучение членами товариществ и кооперативов настоящих правил и контроль за их соблюдением, а также выполнение технических и организационных мероприятий.

Интервью Главного Государственного инспектора Омской области по пожарному надзору полковника внутренней службы Сергея Владимировича Смирнова.
— Сергей Владимирович, с наступлением летнего сезона счастливые обладатели земельных участков начинают вести активную деятельность. Народ вступает в битву за урожай. А следом за человеком из городской тесноты на лоно природы незримо следуют пожары…
— Пожарная безопасность садоводств закладывается изначально при организации планирования самого садоводства. Здесь надо учитывать: расстояние до ближайшей пожарной части, разбитие всей территории на противопожарные зоны, дороги и проезды к водоисточникам.
Пожарная безопасность садоводческого (дачного) объединения закладывается при разработке генерального плана или схемы участков, вошедших в объединение. При этом предусматривают площади и строения общего пользования, к которым относятся: сторожка с.

Пожарный водоем

Компания осуществляет возврат и обмен этого товара в соответствии с требованиями законодательства.

Сроки возврата

Возврат возможен в течение 14 дней после получения (для товаров надлежащего качества).

Обратная доставка товаров осуществляется по договоренности.

Порядок возврата товара Возврат и обмен товара осуществляется только в присутствии менеджера магазина. Покупатель заполняет заявление установленного образца. Денежные средства выдаются только после того как менеджер поставил подпись и расшифровку подписи на чеке и заявлении покупателя. Возврат денег Сумма, уплаченная за товар, возвращается таким же способом, каким она была внесена. Для возврата денежных средств, необходимо предъявить: • кассовый чек • паспорт Без предъявления паспорта возврат наличных денежных средств не производится. Уважаемые клиенты! Если у Вас произошли проблемы с товаром, сначала осуществите следующие действия. Обратитесь за помощью по телефону или электронной почте. В теме письма укажите «Возврат товара» и сформулируйте возникшую проблему, наш консультант поможет вам разрешить ее.

Пожарный водоем Пожарный водоем

Пожарные водоёмы. Как наиболее экономично и правильно организовать пожарный водоём в СНТ или коттеджном посёлке

Российские госты и пожарная инспекция разделяют пожарные водоёмы трёх типов

  1. Резервуары. Хранилища в виде большой емкости из железобетона, кирпича, камня, пластика с обязательным гидроизоляционным слоем. По объему их можно сравнить с озерами. Резервуары могут располагаться под землей или быть спрятаны вглубь наполовину.
  2. Копани. Представляют собой углубления в земле. Основу составляет гидроизоляционный слой из асфальта, бетона, камня, глины или синтетической пленки.
  3. Каналы.
  4. Переоборудованные естественные водоемы.

Все четыре типа объединяет одна важная составляющая. Гидроизоляционный слой.

Вы можете залить бетон, уложить асфальт, пробовать делать водоём из глины или закопать много железных бочек.

Первоначальные затраты на бетонный будут очень велики, а на глиняный очень малы. Самый большой минус этих водоёмов в том, что эти материалы будут пропускать воду. А недостаток воды при проверке пожарным инспектором, повод для штрафа.

Пожарный водоём по ГОСТу должен быть наполнен водой (гост писали умные люди).

Мы рекомендуем при строительстве пожарного водоёма сделать гидроизоляцию с пожизненной гарантией. Это не напыление и не ПВХ плёнка и не винилит. Хотя эти материалы тоже достаточно надёжные и прослужат какое то время .

Самым надёжным по нашему опыту (строим водоёмы с 2001 года) является гидроизоляция из бутилкаучуковой плёнки EPDM-мембрана

Водоёмы из бутилкаучука не боятся ни мороза, ни ультрафиолета ни жары. Ни один из материалов не может сравнится сразу по всем характеристикам с бутилкаучуком.

Мы строим пожарные водоёмы из бутилкаучуковой плёнки с 2001 года

Теперь о том сколько водоёмов нужно сделать в СНТ и как правильно рассчитать.

Всё просто: для того чтобы обеспечит тушение пожара В СНТ при числе участков до 300, нужен водоём не менее 25 метров кубических, а если участков более 300 то не менее 60 метров кубических.

Читайте также  Черешня из косточки

При этом должны быть площадки для организации подъезда техники, в некоторых случаях мотопомпы и т.д. но это третий вопрос. МЫ СТРОИМ ПОЖАРНЫЕ ВОДОЁМЫ.

Со своей стороны мы рекомендуем делать не только водоём пожарный, но и с возможностью купания (рыбной ловли и т.д). А декоративное оформление водоёма или установка самого маленького фонтана ещё и увеличивает поток туристов и привлекательность вашего посёлка.

Кстати говоря наши ГОСТы к пожарным водоёмам предусматривают гидроизоляцию и содержание воды в водоёме, но никак не регламентируют насколько декоративным должен быть ваш пожарный водоём.

Обращайтесь в нашу компанию, мы реально сделаем вам водное сооружение. которое пройдёт любую пожарную проверку и если не говорить о табличке то никто не догадается что ваш декоративный водоём на самом деле пожарный.

Консультации по пожарной безопасности

Наткнулся на очень интересный сайт, где специалист отвечает на вопросы по пожарной безопасности.

Ниже будет предоставлен перечень вопросов и ответов :

Вопрос: Может ли находиться пожарный водоем в СНТ вплотную к участку? Если нет, то какие расстояния от участка до пожарного водоема должны быть выдержаны?
Ответ: Пожарный водоём может находиться вплотную к садовому или дачному участку. СНиП 2.04.02 -84 пункт 9.30 регламентирует расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости не менее 30 м, а до зданий I и II степеней огнестойкости — не менее 10 м.
Максимальные расстояния: при наличии автонасосов — 200 м; при наличии мотопомп — 100—150 м.

Вопрос: ДНП организовано уже более трёх лет, но ещё не все участки проданы, идёт постоянная продажа. На многих участках стоят деревянные дома, но пожарных водоёмов нет. Как скоро по закону правление ДНП должно организовать данные водоёмы?
Ответ: Правила противопожарного режима в РФ (п. 392) обязывают противопожарный водопровод вводить в действие до начала отделочных работ.

Вопрос: При проектировании ДНП, какое количество пожарных водоемов следует предусмотреть? Если опираться только на норму про покрытие участков радиусом 200 м, то в нашем случае достаточно одного водоема, но в СП 8.13130.2009 сказано, что нужно минимум 2 пожарных водоема.
Ответ: При проектировании ДНП — дачного некоммерческого партнёрства — следует предусматривать не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов согласно пункту 9.10 СП 8.13130.2009 и пункту 5.9 СП 53.13330.2011.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы согласно пункту 2 статьи 62 ФЗ-123.
Как Вы видите, водоёмы бывают искусственные и естественные.
К естественным следует относить водоёмы с неограниченным количеством воды или с запасом воды во много раз превышающим расчётное количество воды на пожаротушение.
Искусственные водоёмы имеют ограниченное количество воды, кроме того согласно пункту 9.10 СП 8.13130.2009 «в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение» (вот 50 % и не больше и не меньше ), потому и «Подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.»

Вопрос: Мой участок граничит с пожарным прудом. Могу ли я по необходимости пользоваться водой из пожарного пруда для полива своих грядок?
Ответ: При числе участков в СНТ до 300 — запас воды на пожаротушение должен составлять не менее 25 куб.м, более 300 — не менее 60 куб.м.
Если объёмы пруда гораздо превышают нормативных требований, то ни что не запрещает взять воду на полив грядок.

Вопрос: На садовом участке хозяевами вырыт пруд для собственных нужд.
Правление садоводства планирует признать данный пруд пожарным водоемом.
Что можно предпринять, чтобы данный пруд не признали пожарным водоемом?

Ответ: территория занимаемая пожарным водоёмом, пирс и подъездные пути к пожарному водоёму относятся к общественной территории Товарищества.
Ваш участок охраняется законом и общественность не может претендовать на чью-то собственность.

Вопрос: У нас в садоводстве есть пожарный водоем, сейчас его огородили близлежащие соседи и туда не подойти, не подъехать. Законно ли это? Его 100% не купили, то есть он не может быть собственностью
Ответ: К пожарному водоёму необходимо предусматривать подъездные пути, пирс для установки автомобиля и возможность забота воды в любое время года.
Если ограждение этому не препятствует, то и нарушений требований ПБ отсутствует.
Но пожарный водоём и подъездные пути к нему являются территорией общественного назначения, а значит Вы имеете право подступа к водоёму и, скажем, созерцать у него.

Вопрос: Кто должен осуществлять вырубку деревьев и кустарника вокруг пожарного водоема в садоводстве? Администрация садоводства или хозяева участка, граничащего с водоемом? и за чей счет?
Ответ: Пожарный водоём, как и прилежащая к нему территория и подъездные пути, относятся к общественной территории. Благоустройство общественных территорий проводится за счёт средств Товарищества.

Вопрос: Могу ли я приватизировать пожарный водоём?
Ответ: Нет, пожарный водоём размещается на территории общественного назначения садоводческого товарищества или дачного кооператива. Эта территория не подлежит приватизации.

Вопрос: В нашем СНТ (124 участка) по плану три пожарных водоема. По нормам запас воды составляет 25 куб.м. Должны ли мы вкапывать 3 емкости по 25 куб.м, или можно вкопать 3 емкости по по 10 куб.м.?
Ответ: Нормативные документы предусматривают противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 25 м3.
(п. 5.9 СП 53.13330.2011)
Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяют по СП 31.13330.

Вопрос: У нас в деревне преимущественно деревянные строения, дабы обезопасить себя и соседей я выкопал за пруд размером 20×10×2 за своим участком на лугу в низине. Родники заполнили котлован за ночь. Подъезд к пруду есть, но не асфальтирован, пирса нет, купил мотопомпу.
Вопрос: нужно ли мне его регистрировать (какова процедура регистрации), и не заставят ли меня его закопать в случае например жалобы (люди разные бывают).

Ответ: Рекомендую написать информационное письмо об организации Вами водоёма, предусмотрительно на всякий пожарный случай. Приложить к письму схему размещения и возможности подъезда. Письмо направить в ближайшую пожарную часть, в районе выезда которой находится Ваш населённый пункт.
Если имеется муниципальный совет вашего населённого пункта, то также уведомить и попросить организовать подъездные пути, пирс и соответствующие знаки пожарного водоёма.
Уверен, что не только жители деревни будут благодарны Вам, но и администрация и пожарники.

Вопрос: Как быть, если планом СНТ не предусмотрен пожарный водоем и разместить эти водоемы на территории СНТ негде?
Ответ: Приёмные колодцы Вам в помощь.
Приёмные колодцы

http://sa.uploads.ru/t/Lbnw2.jpg

Вопрос: Насколько законно переоборудование пожарного пруда под зону разведения рыбы и рыбалки, зону пляжного отдыха?
Ответ: Одно другому ни как не помещает, главное, чтобы подъездные пути и пирс содержались в исправном состоянии, а место забора воды очищалось от водорослей и прочей растительности.

Вопрос: Пожарные пруды на территории садоводства могут администрация района признать своими, водоохранной зоной?
Ответ: Вопрос не моей компетенции, но моё субъективное мнение, что нельзя пожарные пруды садоводства признавать водоохранной зоной, скорее – пожароохранной зоной.
«Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности…»
(п.1 ст.65 Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ ред. от 28.12.2010)
Как видим, нет в этом перечне пожарных прудов.

Требования к пожарному водоему

Требования к пожарному водоему

Пожарное оборудование

Пожарный водоем – гидротехническое сооружение природного или искусственного происхождения, используемое для наружного пожаротушения. В городской черте и на промышленных предприятиях проложены водопроводы, в случае же возгораний в отдаленных населенных пунктах, в полях, лесополосе воду берут из озер, рек или резервуаров, оборудованных площадками для подъезда машин.

При обустройстве пожарного водоема учитывают требования нормативных актов о соблюдении пожарной безопасности, предъявляемых к внешним источникам подачи огнетушащих веществ. Основным документом, которым пользуются при строительстве подобных объектов, является СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Дополнительными нормативными актами считаются ФЗ от 22.07.2008 № 132-ФЗ и ГОСТ 12.4.026, НПБ 160-97.

Пожарный водоем

Введения пожарного водоема в эксплуатацию

Чтобы ввести в эксплуатацию пожарный водоем, должен соблюдаться ряд требований, регламентирующих необходимость источника:

  • количество жителей в населенном пункте;
  • отсутствие кольцевого противопожарного водопровода в зоне расположения отдельно стоящих зданий культурно-просветительских организаций, школ, научно-проектных учреждений, больниц, вокзалов объемом менее 1000 м 3 ;
  • возгорания в зданиях более 1000 м 3 независимо от наличия централизованной сети;
  • возможные пожары на предприятиях категории В, Г, Д с повышенной взрывоопасностью, требующие расход воды более 10 л/с;
  • наличие складов с твердыми кормами;
  • расположенные вдали от центральных магистралей складские помещения с минеральными удобрениями;
  • наличие предприятий, использующих холодильные установки.

Введения пожарного водоема в эксплуатацию

По требованиям правил безопасности пожарные водоемы обязательно обустраивают в СНТ, близ складских хозяйств, крупных промышленных территорий со значительными открытыми площадями, в рекреационных и сложных природных зонах вне черты населенного пункта.

Виды пожарных водоемов

Классификация пожарных водоемов предполагает две категории:

  • природные и искусственные;
  • открытые и закрытые.

Природные – реки, озера, пруды, моря. Разработан ряд требований, по которым природные источники могут быть признаны противопожарным водоемом:

  • полноводность в течение всего года;
  • устойчивость к сквозному промерзанию;
  • возможность оборудования возле пожарного водоема пирса по требованиям СП 8.13130.2009;
  • возможность оборудования водозаборных колодцев и утепленных люков.

Виды пожарных водоемов

Искусственные – водохранилища, специально построенные близ жилых или промышленных объектов. Выделяют три вида таких водоемов:

  1. Резервуары. Хранилища в виде большой емкости из железобетона, кирпича, камня, пластика с обязательным гидроизоляционным слоем. По объему их можно сравнить с озерами. Резервуары могут располагаться под землей или быть спрятаны вглубь наполовину. Для гарантии использования противопожарных резервуаров рекомендуют совмещать каменные и пластиковые емкости с перегородкой между ними.
  2. Копани. Представляют собой углубления в земле. Основу составляет гидроизоляционный слой из асфальта, бетона, камня, глины или синтетической пленки.
  3. Каналы.
  4. Переоборудованные естественные водоемы.
Читайте также  Уход за рододендроном

Для искусственных водоисточников в дополнение к основным разработаны собственные требования:

  • дно должно быть наклонено к приямку;
  • глубина приямка – не менее 0.4 м;
  • наличие люка 0.6×6 см со второй крышкой, вентиляционной трубой 250-300 см 2 ;
  • наличие как минимум двух резервуаров на одном водопроводном узле.

Виды пожарных водоемов

При проектировании искусственных водоемов учитывают площадь охвата, рельеф поверхности, возможность обустройства безопасных спусков. В сложных условиях, особенно в регионах с сильными климатическими перепадами, предпочитают оборудовать резервуары, имеющие долгий срок эксплуатации.

Требование к размещению резервуарного пожарного водоема для предприятия обусловлено категорией объектов. Для сооружений 1-2 степени огнестойкости расстояние до резервуара составляет не менее 10 метров, для 3-5 степени – не менее 30 метров. Расстояние между водоисточниками зависит от того, каким видом техники планируют пользоваться спасатели при возникновении ЧС. Автонасосы работают на расстоянии 200 метров, мотопомпы – 100-150 м.

Расчет объема резервуара также прописан в СП 8.13130. В основе лежит три показателя:

  • скоростью испарения и удержание минимального уровня воды с учетом промерзания источника в пределах 1 метра;
  • минимальное количество ПВ – 2 шт. с заполняемостью не менее 50% от необходимого объема;
  • одновременная подача из двух действующих ПВ.

Нормативные требования к пожарным водоемам

Нормы расхода воды зависят от типа зданий и плотности населения в зоне ЧС.

Нормы расхода воды

В населенных пунктах, где проживает более 10 тыс. человек, при расчетах за основу берут необходимость тушения двух пожаров одновременно. Минимальный расход воды при этом составляет 35 л/с. В течение двух часов потребуется 252 м 3 .

По требованиям техники безопасности пожарные водоемы должны быть оборудованы площадкой для подъезда автомобилей. Это место с твердым основанием размером не менее 12×12 м для свободного разворота техники. Места резервуаров (природных или искусственных) обозначают табличками по ГОСТ Р 12.4.026 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная».

Отдельное внимание при разработке противопожарных водоемов уделяют пирсу. Это площадка, возвышающаяся над поверхностью почвы или воды. Пирс является неотъемлемой частью источников при перепадах рельефных высот и в условиях болотистой местности.

Пожарный водоем и пирс

Требования к пирсам на водоисточниках прописаны в СП 8.13130.

  1. Наличие свободного подъезда шириной не менее 4 м.
  2. Возможность расположения края пирса у кромки воды.
  3. Возведение площадки 12×12 м.
  4. Возможность установки опоры с небольшим уклоном к ПВ.
  5. Соблюдение расстояния от поверхности пирса до уровня воды: до 5 метров по отношению к наименьшему показателю в сезоне и на 0.7 метров выше линии максимума.
  6. Монтаж отводного люка и слива с лотком для рукавов.
  7. Наличие котлована или приямка на водозаборе при толще воды подо льдом до 1 метра.

Для поддержания водоисточников в исправном состоянии специалисты организаций, на балансе которых состоят ПВ, дважды в год регулярно проводят анализ их состояния. Контролируют забор воды только на нужды противопожарной службы. Регулярно осматривают и осуществляют профилактический ремонт подъездов к водоему. При порче информационных табличек меняют их на новые знаки. Если вода опускается ниже допустимого 30-сантиметрового уровня естественной потери, запасы ее пополняют. В летнее время проводят дезинфекцию хлорной известью, чистят дно от ила и грязи. Следят за состоянием гидроизоляционного слоя, проверяют устройства водозабора. В зимний период проводят утепление ПВ или делают в них проруби.

Требования правил пожарной безопасности к содержанию территории СНТ в 2021 году

В данной статье мы предлагаем ознакомиться нашим читателям с требованиями пожарной безопасности, предъявляемыми к содержанию территорий садоводств, садоводческих и огороднических товариществ (далее — СНТ), в том числе с требованиями новых правил противопожарного режима, вступивших в действие с января 2021 года в части их применения в отношении СНТ.

Требования пожарной безопасности к въездам, проездам и подъездам к объектам, расположенным на территории СНТ

Вначале напомним общие требования к количеству и размерам въездов на территорию СНТ, содержащиеся в СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (далее — СП 53). В соответствии с пунктом 5.3 данного свода правил на территорию ведения садоводства с числом земельных участков до 50 допускается предусматривать один въезд, более 50 — не менее двух въездов.

Ширина ворот автомобильных въездов на огражденные территории ведения садоводства должна обеспечивать беспрепятственный проезд пожарных автомобилей и составлять не менее 4,5 м.

Правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

При проведении ремонтных (строительных) работ, связанных с закрытием дорог или проездов, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), незамедлительно представляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог или проездов.

Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных на этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Одним из новшеств Правил является появление в них требования о том, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

Требования пожарной безопасности к установке шлагбаумов и автоматических ворот в соответствии с новыми Правилами противопожарного режима

Для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства пунктом 5.8 СП 53 установлена необходимость наличия противопожарных водоемов или резервуаров объемом (м 3 ), при числе участков:

до 300 — от 25 до 60 (водоемы или резервуар);

при 301 участке и более — 60 (водоем).

При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки пожарной техники с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей.

В противопожарных целях садоводства должны иметь, в зависимости от количества участков:

до 300 — одну переносную мотопомпу Нажмите для перехода на ПожВики ;

от 301 до 1000 — одну прицепную мотопомпу;

более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп.

Для хранения мотопомп и противопожарного инвентаря должно быть предусмотрено помещение площадью не менее 10 м 2 .

При наличии на территориях СНТ или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.), к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12×12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения (требования пункта 75 Правил).

Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (требования пункта 48 Правил).

Пожарная безопасность при приготовлении пищи на мангале: можно ли жарить шашлык во дворе частного и многоквартирного дома, в гаражах, на даче, в лесу и на балконе в 2021 году

Правообладатели территорий СНТ, в соответствии с требованием пункта 67 Правил, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы на территории, при этом границы уборки определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

О правилах пожарной безопасности при разведении костров для сжигания мусора на садовых и дачных участках мы подробно рассказывали нашим читателям в этой статье.

На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу садоводческих товариществ, запрещается устраивать свалки горючих отходов.

В случае если территория СНТ непосредственно примыкает к хвойному (смешанному) лесному участку, либо на его территории находится хвойный (смешанный) лес, то такие территории считаются подверженными угрозе лесных пожаров и в отношении их, в соответствии с требованием пункта 76 Правил, необходимо разрабатывать паспорт территории, подверженной угрозе лесных пожаров. Это еще одно новшество Правил, которое начало действовать с января 2021 года.

Территория СНТ признается непосредственно примыкающей к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

менее 100 метров от территории СНТ, где имеются объекты защиты с количеством этажей более 2;

менее 50 метров от границы территории СНТ, где имеются объекты защиты с количеством этажей 2 и менее (требование пункта 416 Правил).

О способах защиты от природных пожаров объектов, граничащих с лесными насаждениями, вы можете узнать в этой статье.

Чтобы ознакомиться с правилами пожарной безопасности в части оформления паспорта для СНТ, подверженного угрозе лесных пожаров, а также бесплатно скачать его бланк и образцы заполнения, соответствующие требованиям 2021 года, достаточно перейти по этой ссылке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: