Работа на мотоблоке

Работа на мотоблоке

Советы, как обращаться с мотоблоком

(Не)легкая работа мотоблоком

Работа мотоблоком сводится к ряду нехитрых процессов. Двигатель приводит в движение вал, который, в свою очередь, двигает оборудование, в том числе навесное. Работа человека сводится лишь к перемещению машины и слежению за правильным ее поведением. Однако такая простота гарантирована далеко не всегда. Чтобы почувствовать всю прелесть обладания культиватором, придется приноравливаться: учиться правильному общению с техникой.

Работа мотоблоком

Мотоблок нельзя запрограммировать, он не определяет ни глубину почвы, ни скорость своего движения. Полный контроль за агрегатом берет на себя человек. И зачастую помимо принятия волевых решений ему приходится еще и прикладывать немалые мышечные усилия, к примеру, чтобы формировать культиватором ровную колею. Всё дело в том, что эффективность мотоблока, равно как и полную эффективность его навесного оборудования, почувствовать можно только в идеальных условиях. А они встречаются нечасто.

Работа на разных типах почв

На легких, песчаных почвах мотокультиватор с плугом будет просто закапываться колесами в землю и не будет задавать никакого поступательного движения всему агрегату.

На тяжелых, глинистых почвах мотопомощник будет вхолостую месить грязь. Ситуацию могут изменить навесные грузы, или бетонирование грунтозацепов, только, все равно картина будет более чем красноречива – пахарь пашет и буквально тащит технику на себе.

работа мотоблоком на целине

На земле, возделываемой впервые, работа мотоблоком очень сильно тормозится за счет большого количества корней самых разных растений. Все части, находящиеся в земле, переворачиваются культиватором и частенько накручиваются на его фрезы. Работнику приходится останавливать процесс и тратить время на снятие корней. Некоторые хозяева видят выход в заточке фрез. Но такие действия приводят к тому, что измельченные корни так и остаются в земле, обеспечивая владельцев участка проблемами с сорняками на ближайшие годы.

Так где же эти идеальные условия, при которых мы можем почувствовать полезность мотоблока? Это в первую очередь культивирование (вспашка) почвы на дачных участках для подрезания сорняков и аэрации, где грунт возделывался годами. Данная операция выполняется фрезами, которые надеваются вместо колес.

Обслуживание мотоблока

обслуживание мотоблока во время работы

Культиватор постоянно работает с почвой, а это дело в прямом смысле пыльное. Грязь каждый раз налипает на фрезы или плуг. Ее постоянно приходится счищать, чтобы отсрочить процесс ржавления оборудования. Кроме этого пыль постоянно засоряет ременную передачу и проникает практически в любые отверстия. Поэтому обслуживание мотоблока обязательно включает очистку от пыли бензинового бака, ремней, смены масла в фильтре.

работа мотоблоком при перекопке почвы

С маслом может возникнуть иная проблема. В некоторых моделях свеча зажигания недостаточно хорошо изолирована, и моторное масло в процессе работы культиватора может эту свечу заливать. Как результат – остановка работ и внеплановый ремонт.

Что полезно знать о мотоблоке новичку

Мотоблок отлично показывает себя при перевозке грузов в прицепах по дорогам общего пользования, ведь он может развивать приличную скорость до 35км/ч.

И мотоблок, и менее габаритный культиватор не могут похвастаться маленькой массой. Это не должно быть сюрпризом. В начале освоения техники работать с ней будет тяжело.

Также придется привыкать к вибрации, от которой могут немного помочь только наработанный опыт и хорошо подобранные толстые перчатки.

Для запуска техники придется потратиться на два вида масла, бензин и мелкие комплектующие, в частности, свечу зажигания. В дальнейшем обслуживание мотоблока сведется в основном к покупке бензина и ежегодной технической профилактике. При правильной эксплуатации работа с мотоблоком гарантированно принесет удовлетворение и удовольствие от быстро и качественно проделываемых манипуляций.

Работа мотоблока с травяной растительностью: советы для 3 видов оборудования

Мотоблок – это инструмент, имеющий универсальное применение в любом хозяйстве. Он незаменим для работ, связанных со скашиванием травянистой растительности и заготовке кормов для скота. Для новичков определенный трудности возникают при работе с разным видом оборудования. Прочитав эту статью, каждый владелец мотоблока убедится, что в работе с ним нет ничего сложного.

Работа с сегментной косилкой

Если в хозяйстве есть сегментная косилка, незачем покупать газонокосилку. Это оборудование идеально подходит для скашивания ровной поверхности, засеянной одинаковыми или однородными растениями. С ее помощью можно легко и удобно накосить травы кроликам.

Сегментная косилка состоит из такого оборудования:

  • рамы;
  • режущего полотна со стационарными пальцами и движущимися лезвиями;
  • тяговой штанги.

Острые кромки металлических лезвий легко перерезают траву. За счет острых углов, под которыми установлены лезвия, человеку приходится прикладывать гораздо меньше усилий для достижения результата. Машина оставляет после себя ровную, скошенную полосу без пропусков.

  • высокий результат при любых погодных условиях;
  • сравнительно небольшой вес;
  • экономичность и хорошая производительность.

Сравнительный недостаток сегментной косилки в том, что она не предназначена для работы на неровных поверхностях и для скашивания дикой многолетней растительности.

Роторная косилка

Роторная косилка – это навесная конструкция с приводом, предназначенным для вращения дисков с лезвиями. С помощью этих лезвий можно работать на неровной поверхности. Надежная конструкция агрегата обеспечивает прочность и устойчивость при скашивании дикорастущей многолетней растительности.

Конструкция этого блока придает устойчивость при попадании под нож толстых стеблей и даже камней. Косилка запускается в работу с помощью передач мотоблока. При работе опорного колеса приводятся в движение режущие диски, осуществляющие покос. Чем больше будет режущих устройств, тем выше будет конечный результат.

Роторные косилки подходят для:

  • работы на пастбищах;
  • косыбы травы;
  • очистки пашни от сорняков.

Работа с прополочными лапами

Мотоблок с прополочными лапами идеально подходит для избавления огорода или иного участка от сорняков, дикорастущих трав. Лапы представляют собой достаточно прочную конструкцию. При наличии подходящих инструментов их можно легко изготовить собственноручно из материалов, находящихся в каждом хозяйстве.

Принцип работы прополочных лап простой. На раму устанавливается несколько лезвий (при этом на ней могут быть опорные колеса). Рама прикрепляется к блоку так, чтобы корни сорных трав подсекались на глубине не более 4 – 5 см. Прополочные лапы ходят так, чтобы сорняки не сбивались в одну кучу. Лапы просты в установке и использовании, они аккуратно обрабатывают участки и способны хорошо разрыхлять почву.

Перед началом работ лапы нужно закрепить в соответствующих для этого креплениях на расстояние, равное ширине борозд. Это предотвратит забивание лап сорной травой и преждевременную очистку агрегата.

Мотоблок с разными видами косилок отлично скашивает любые виды растительности, экономит время и силы. Имея его, можно заменить в хозяйстве несколько видов инструмента. Рассматриваемые приспособления не подходят для ферм, где содержится крупный рогатый скот: для него потребуются большие объемы трав.

Мотоблок, который умеет почти все

:

Среди садово-огородной техники есть особая категория − мощные труженики полей, которые могут справиться с самой сложной работой. Сегодня мы поговорим о мотоблоках и о том, во что можно превратить знакомый агрегат при помощи навесного оборудования.

Для обработки крупных участков земли, превышающих стандартные дачные наделы, а также небольших фермерских хозяйств нужна хорошая многофункциональная техника. Давайте поговорим о том, как выбрать самый производительный и вместе с тем экономичный вариант. Лучше всего в данном случае остановить свой выбор на мотоблоке. Оказывается, ему под силу почти все садово-огородные работы. К тому же он может отлично их совмещать.

мотоблок в работе alt=»мотоблок в работе» width=»460″ height=»308″ />

Для земельного участка площадью 15 соток, достаточно мотоблока мощностью 3-4 л.с., 20-30 соток – 4-5 л.с. и т.д.

Что такое мотоблок?

В понимании многих дачников мотоблок часто отождествляется с культиватором. На самом деле, это абсолютно разные виды техники. Мотоблок – это скорее разновидность мини-трактора. Его двигатель имеет большую по сравнению с культиваторами мощность (5-20 лошадиных сил), что позволяет мотоблоку использовать в качестве движителя колеса на оси. При достаточной мощности он может использоваться в качестве транспортного средства. К тому же для этого вида техники можно использовать различное навесное оборудование.

трактор из мотоблока alt=»трактор из мотоблока» width=»460″ height=»345″ />

Умелые дачники превращают мотоблок в транспортное средства

Какое навесное оборудование может быть у мотоблока?

В продажу мотоблоки поступают, как правило, с ограниченным набором оборудования, чтобы не увеличивалась базовая стоимость модели. Но существует множество приспособлений, которые можно купить дополнительно.

Прицеп для мотоблока. Бывает двух видов: грузовой (тележка) и прицеп-адаптер. На тележке в зависимости от мощности можно перевозить до 500 кг грузов. А прицеп-адаптер состоит из сидения и рамы, на которую сзади можно цеплять дополнительное оборудование. Например, борону. Сидение же позволяет оператору управлять техникой с комфортом и при ограниченных физических возможностях. Можно также использовать в этом случае мотоблок в качестве полноценного транспортного средства. Разумеется, для дальних поездок прицеп не предназначен (да и ресурс двигателя будет сильно сокращаться), но в нем можно перевозить различные грузы (удобрения, урожай) в пределах собственного хозяйства.

мотоблок с прицепом alt=»мотоблок с прицепом» width=»460″ height=»345″ />

мотоблок с грузовым прицепом

Фреза-культиватор. Одна из самых популярных насадок. Она вспахивает землю и разбивает крупные комки. Можно цеплять разное количество фрез, регулируя таким образом ширину обработки почвы. В отличие от культиватора, фрезы мотоблока не зарываются в землю полностью. Этому препятствуют колеса.

Читайте также  Почва для тюльпанов

мотоблок с фрезой-культиватором alt=»мотоблок с фрезой-культиватором» width=»460″ height=»345″ />

Фреза-культиватор иногда устанавливается сразу, а иногда идет в качестве аксессуара

• Плуг для мотоблока. Как и фреза-культиватор, он используется для вспашки земли. Однако при этом остаются крупные пласты, как после трактора. Плуг целесообразно использовать в тех случаях, когда нужно быстро вспахать ранее не обрабатываемую землю, отделить пахотой один дачный участок от другого.

мотоблок с плугом alt=»мотоблок с плугом» width=»460″ height=»307″ />

Плуг для мотоблока позволяет распахать целину

Борона. Этим инструментом можно разбивать крупные комья земли после плуга, убирать камни, сгребать сорняки.
Окучник. Название этого приспособления говорит само за себя. Производители изготавливают окучник в двух вариантах: дисковый и V-образный лемех. Дисковые окучники цепляются впереди мотоблока или по бокам. Они вращаются и не создают дополнительного сопротивления при работе. Лемех цепляется, естественно, сзади и дает возможность производить несколько операций одновременно за счет оборудования, навешенного спереди.

мотоблок с окучниками alt=»мотоблок с окучниками» width=»460″ height=»307″ />

Окучники в основном используются для возделывания картофеля

Измельчитель веток. Очень полезный инструмент, благодаря которому снижаются отходы в садоводчестве. Ведь после обрезки деревьев или после полного их удаления остается много мелких веток. На дрова они не годятся и часто сжигаются в костре. Однако благодаря измельчителю можно получить щепу, которую потом можно использовать в качестве мульчи или бросить в компост.
• Роторная щетка. С таким приспособлением, установленным на мотоблок, можно подметать большие территории, очищать асфальт или плитку от загрязнений, льда. Кроме того, это позволит выполнять подобные работы людям с ограниченными физическими возможностями.

Навесное оборудование и мощность

Не стоит упускать из виду факт, что любое оборудование, присоединенное к мотоблоку, увеличивает нагрузку на двигатель. Все виды можно условно разделить на неподвижное (плуг, лемех, лопата, борона), механическое (фрезы, косилки, щетка, измельчитель), а также смешанного типа (шнекороторный снегоуборщик, картофелекопалка, дисковый окучник, прицеп) оборудование.

Первый тип во время применения создает значительное сопротивление от трения. И мотоблоки небольшой мощности (например, до 10 л. с.) могут хуже справляться с работой, их ресурс будет сокращаться из-за большой нагрузки на двигатель.

Второй тип может успешно использоваться на блоках любой мощности, и от двигателя будет зависеть только производительность.

Третий тип также можно использовать на всех мотоблоках, однако производительность техники будет зависеть от мощности двигателя. Естественно, при перегрузках (плотная почка или, например, большой вес груза на прицепе) приведут к сокращению ресурса двигателя и мотоблока в целом.

мотоблок на участке alt=»мотоблок на участке» width=»460″ height=»345″ />

Мотоблок может выполнять практически любые виды работ и стать незаменимым помощником на участке

***
Благодаря своей многофункциональности и мощности, при разумном подходе мотоблок может не только сократить время на проведение тех или иных работ на участке, но также сэкономит деньги на покупку дополнительной техники и позволит обходиться с минимальным количеством помощников или вовсе без них.

Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности

Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.

Что из себя представляет мотоблок

Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами. Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы. Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.

Motobloki

Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.

К достоинствам данного оборудования можно отнести:
  • Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
  • Отличную маневренность.
  • Низкий расход горючего.
  • Минимальное уплотнение почвы при работе.
  • Недорогой ремонт.
  • Сравнительно дешевое навесное оборудование.

Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.

Navesnoe oborudovanie k motobloku

На мотоблок можно поставить:
  • Роторную или сегментную косилку.
  • Грабли.
  • Плуг.
  • Культиватор.
  • Картофелесажалку.
  • Картофелекопалку.
  • Фрезу.
  • Пульверизатор.
  • Разбрасыватель удобрений.
  • Прицеп.
  • Снегоочиститель и пр.

Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.

Motoblok s kuzovom

Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
  1. Легкие.
  2. Средние.
  3. Тяжелые.

Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.

Легкие

Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.

Motoblok legkii

Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.

Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.

Средние

Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.

Motoblok srednii

Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.

Тяжелый мотоблок

Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.

Motoblok tiazhelyi

Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.

Какой двигатель лучше

Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.

Motoblok dizelnyi

Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.

Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.

Читайте также  Карбонат на теплицу
Количество передач

Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.

Perekliuchenie skorostei motobloka

У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.

Вал отбора мощности

Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.

Motoblok val otbora 1

Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.

У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.

Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МОТОБЛОКОВ И МОТООРУДИЙ. Запуск и остановка, приемы управления мотоблоками и мотоорудиями

7.3.1. Для запуска двигателя нужно установить рычаг сцепления в положение «выключено», открыть бензокран и дроссельную заслонку (на V3-1/2 ее полного поворота), нажать на утолитель поплавка карбюратора и подержать 10-30 с (только для;МК-1 и М-3), установить воздушную заслонку в положение «закрыто», натянуть шнур стартера до зацепления собачек (для МБ-1, МК-1 и М-3) и резко вытянуть шнур. Для рычажного запуска мотоблока МТЗ-05 необходимо 3-4 раза рывком потянуть за рычаг, который после запуска автоматически фиксируется в исходном положении. Прогреть двигатель на минимальной устойчивой частоте вращения и после этого полностью открыть воздушную заслонку. При запуске разогретого двигателя воздушную заслонку прикрывать не требуется.

7.3.2. После окончания работы установить самые малые обороты двигателя, выключить сцепление, проработать 2-3 мин на холостом ходу, затем нажать кнопку «стоп» (для МК-1 и М-3), повернуть рычаг дроссельной заслонки в положение «стоп» (для МБ-1), отпустить рычаг «мотор-стоп» на левой рукоятке штанги управления (для «Кутаиси Супер-600»).

7.3.3. Усилиями самого оператора мотоблок можно перемещать на небольшое расстояние, в основном при выполнении операций агрегатирования с орудиями, когда необходимо осуществить некоторое маневрирование для стыковки навесного или прицепного устройства мотоблока с орудием или перевозки мотоорудия на соседний участок (на транспортировочных: колесах). Осуществляется это маневрирование при нейтральном положении рычага управления коробкой передач или выключенном сцеплений. Для этого могут потребоваться ощутимые "усилия, так как мотоблок необходимо удерживать’ от опрокидывания вперед и назад. Для облегчения маневрирования необходимо отключить блокировку дифференциала (если она есть).

7.3.4. В качестве элемента, удерживающего мотбблок МТЗ-05 в нормальном (вертикальном) положении при стоянке, следует использовать специальный откидывающийся упор 8, расположенный в передней части мотоблока (см. рис. 1.12). В качестве опорного элемента на 11 мотоблоке МБ-1 «Нева» можно использовать сошник // (см. рис. 1.14), высота которого должна устанавливаться такой, чтобы мотоблок при остановке устойчиво стоял* с некоторым креном назад, опираясь на сошник. Очень удобными являются штатные или дополнительные опорные колеса (для мотоблоков), а для мотокультиваторов они являются крайне необходимыми.

7.3.5. При транспортировании следует, если возможно, объезжать даже незначительные препятствия, крепко удерживая мотоблок за рукоятки штанги управления. Если объехать препятствия нельзя, то преодолевать их требуется очень осторожно, сделав дополнительный уклон агрегата на себя. Это особенно важно, если мотоблок не имеет переднего упора, иначе это может привести к его опрокидыванию вперед.

7.3.6. Легкие мотоблоки и мотоорудия можно переносить с места на место, что выполняется двумя людьми, один человек поднимает мотоблок за рукоятки штанги управления, а другой — за специальную скобу или предохранительный упор, располагающиеся в передней части мотоблока.

7.3.7. Управление агрегатом непосредственно при выполнении тех или иных технологических операций должно быть направлено оператором на получение высокого качества обработки, обеспечение безопасности оператора и находящихся в зоне работы агрегата людей, сохранение работоспособности самого агрегата. При движении оператор всегда должен смотреть на полосу впереди агрегата, чтобы успеть заметить препятствие (камень, канаву и т. п.) и определить способ (путь) его преодоления. Одновременно оператор должен следить за состоянием рабочих органов, их действием и контролировать их целостность. При обнаружении неисправности агрегат должен быть остановлен, а неисправность ликвидирована.

7.3.8. Перед началом движения следует заранее определить передачу в трансмиссии, на которой будет двигаться мотоблок (вестись обработка), запустить и прогреть двигатель. Оставляя рычаг сцепления в положении «выключено», установить выбранную передачу (в мотоблоке МБ-1 передача в трансмиссии включается до запуска двигателя). Рычагом дроссельной заслонки уве^-личнть частоту вращения двигателя и, медленно перемещая рычаг сцепления, плавно включить сцепление. Мотоблок в результате трогается с места, его скорость устанавливается оператором, который соответствующим образом перемещает рычаг дроссельной заслонки. Хотя работа на мотоблоке не требует специальной подготовки, но при работе с каждым типом навесного или прицепного орудия все же нужны определенные навыки.

7.3.9. Перед фрезерованием почвы после запуска и прогрева двигателя рычагом дроссельной заслонки следует увеличить частоту его вращения, затем плавно включить сцепление, после чего фрезерный барабан начнет вращаться, заглубляясь в почву и одновременно перемещая агрегат. Во время фрезерования необходимо следить за тем, чтобы все звездочки фрезерного барабана
шли по необработанному участку. Если часть звездочек сместится на уже обработанную почву, то агрегат начнет «уводить» в сторону обработанного участка, В этом случае необходимо, приложив боковые усилия к рукояткам управления, вернуть агрегат на необработанный участок.

7.3.10. Если глубина обработки начинает уменьшаться (фреза стала вылезать из почвы), то следует на
давить сверху на рукоятки управления, что приведет к заглублению сошника и увеличению глубины фрезерования почвы. Если же фреза «закапывается» и не двигается, значит сошник слишком глубоко вошел в землю и «держит» агрегат. В этом случае необходимо, приподняв за рукоятки управления, выглубить сошник. Управлять мотокультиватором или мотоблокам оператор должен, не наклоняясь вперед и не откидываясь назад, т. е. не толкая агрегат вперед и не удерживая его. Наиболее удобным
следует считать положение оператора, показанное на рис. 7.3, что достигается соответствующей регулировкой положения рукояток управления и сошника. В этом случае оператор не затрачивает значительных усилий и меньше устает.

7.3.11. После прохода первого гона агрегат рекомен дуется остановить, заглушить двигатель и провести контроль обработанной полосы почвы, т. е. замерить глубину обработки. Если глубина недостаточна, то сошник необходимо опустить относительно первоначального положения (обычно среднего по высоте положения). Затем опять дровести обработку почвы и еще раз проконтролировать полученный результат. В случае, если перемещением сошника достигнуть определенной глубины обработки не удается, с оси снимают пару фрезерных звездочек.

7.3.12. Обработку рыхлых почв проводят обычным способом с максимальным числом фрезерных звездочек за один проход. Твердые почвы рекомендуется обрабатывать за 2-3 прохода, каждый раз увеличивая глубину обработки с помощью сошника. В этом случае структура обработанной почвы получается более однородной.

7.3.13. При вспашке плугом движение агрегата должно быть прямолинейным, а управлять им следует так, чтобы плуг не зарывался в почву, и не выглублялся. После первой борозды следует провести также контроль борозды и, если необходимо, то выполнить корректировку положения плуга по глубине вспашки и ширине захвата. При вспашке могут возникнуть трудности в управлении агрегатом в связи с повышенным буксованием одного из колес из-за перераспределения давления на них. Поэтому вспашку следует выполнять с включенной блокировкой дифференциала, а управлять агрегатом можно, следуя за ним или находясь сбоку, предварительно развернув штангу управления. В конце гона блокировку дифференциала следует отключить, а разворот выполнить при пониженной частоте вращения двигателя.

7.3.14. При работе с лапчатым окучником могут возникнуть трудности управления в связи с тем, что устойчивость движения агрегата по прямой окажется недостаточной. Это повлечет за собой затрату дополнительных усилий оператора на непрерывную корректировку движения агрегата по борозде. Повысить устойчивость движения можно увеличением ширины колеи мотоблока. В этом отношении наиболее удобен мотоблок МТЗ-05 (см. рис. 5.2).

Читайте также  Чем заменить садовый вар?

7.3.15. При работе мотоблока МТЗ-05 с косилкой привод ВОМ необходимо включать при малой частоте вращения двигателя. Сцепление при этом должно быть выключено. Если работа с сенокосилкой осуществляется на реверсе мотоблока (при развороте штанги управления на 180°), то необходимо помнить, что положение рычагов управления мотоблоком не соответствует первоначальному. Необходимо следить, чтобы на пути движения косилки не было предметов, способных вывести ее из строя. В случае забивания режущего аппарата необходимо остановить косилку, заглушить двигатель и произвести очистку. Если забивание незначительно, то при выключенном сцеплении и работающей косилке необходимо нада-вить на рукоятки управления — косилка поднимется от земли и произойдет ее самоочистка.

7.3.16. Для транспортных агрегатов после запуска и прогрева двигателя с выключенным сцеплением следует включить соответствующую передачу, на которой предполагается производить движение. Затем оператор должен растормозить колеса агрегата и, увеличивая частоту вращения двигателя, плавно включить сцепление. Это даст возможность агрегату плавно, без толчков тронуться с места. Резкие движения при управлении могут привести к повышенному изнашиванию узлов агрегата и резко повысить утомляемость оператора.

7.3.17. Во время движения транспортного агрегата оператор должен менять курсовое напрагление боковым смещением рукояток штанги управления в ту или иную сторону. Крутые повороты и особенно развороты осуществлять с сидения трудно, поэтому оператор обязан остановить агрегат и сойти с тележки. После этого, взявшись за рукоятки штанги управления, повернуть агрегат в требуемом направлении. Совершив крутой поворот или разворот, оператор может сесть на сидение и продолжить движение в обычном порядке.

7.3.18. При движении по дороге в гору, под гору и на крутых поворотах необходимо включать пониженную передачу с тем расчетом, чтобы скорость агрегата не превышала т4 км/ч, а,штангу управления необходимо твердо удерживать в руках. Если необходимо остановиться на склоне, то одновременно с выключением сцепления следует нажать на тормозную педаль или рычаг. При необходимости провести стоянку на склоне агрегат следует надежно затормозить стояночным тормозом, а под колеса подложить упоры.

7.3.19. Нагружать прицепную тележку необходимо по мере возможности равномерно. Если груз тяжелый и небольших размеров, его следует укладывать над осью тележки с небольшим перевесом вперед, чтобы улучшить тягово сцепные качества агрегата. При перевозке крупногабаритных грузов или сена груз желательно перевязать веревкой. Если размер груза такой, что оператору закрывается обзорность в заднем направлении, то движение, особенно по дороге, следует осуществлять с особыми предосторожностями. Если при этом должен выполняться поворот, то агрегат необходимо остановить на правом краю дороги, осмотреться и только убедившись, что путь в обоих направлениях свободен, выполнять поворот или разворот. Также следует поступать в условиях пониженной видимости.

Эффективная работа мотоблоком на огороде

Эффективная работа мотоблоком на огороде

Многие из нас имеют доставшиеся в наследство сельские или дачные участки. Выращивание овощей и зелени в таком случае – лучший способ обеспечить свою семью экологически чистой и вкусной пищей на весь год. Но для этого придется потрудиться – вскапывать землю, окучивать и т.д. Кроме того, на обработку огорода «дедовскими» способами уходит много времени. Чтобы автоматизировать обработку участка может показаться, что понадобиться много различной техники. Однако такой подход возможен только в том случае, если у вас большое хозяйство и больше 10 соток земли. Иначе покупка различной техники под каждую задачу будет слишком расточительной и как минимум не рациональной. В такой ситуации правильным выходом будет приобретение одной, многофункциональной машины, которая сможет выполнять множество работ – мотоблока.

Обладание данной техникой даст вам множество преимуществ, среди которых экономия вашего времени и сил и намного более эффективное проведение таких работ как:

• вспашка земли;
• культивация;
• заготовка борозд для посадки;
• окучивание;
• выкапывание корнеплодов.

Вспашка мотоблоком

Работа мотоблоком наиболее эффективна на небольших участках с окультуренной почвой. Для этого только понадобится правильно установить насадку плуг и отрегулировать ее. Примерный порядок действий таков:
1. Заменить колеса мотоблока на грунтозацепы. Их устанавливают на удлиненные (сменные) оси.
2. Закрепить плуг на сцепное устройство. Гайки креплений при этом надо зафиксировать так, чтобы можно было отрегулировать плуг, то есть, не затягивать их полностью.
3. Двумя штырями зафиксировать сцепление плуга к крепежной серьге мотоблока.
4. Выставить мотоблок на подставки грунтозацепами. Подставку под его опорную ножку ставят так, чтобы мотоблок не наклонялся в сторону плуга.
5. Высота подставок под грунтозацепы будет зависеть от того, на какую глубину надо вспахать почву. При вспашке на зиму высота подставок должна быть 20-25 см, весной – 10-20 см.
6. Когда мотоблок установлен, необходимо отрегулировать наклон корпуса плуга с помощью регулировочных болтов, при этом пятку плуга устанавливают параллельно поверхности земли.
7. Снимаем мотоблок с подставок и выставляем руль так, чтобы его ручки были на уровне вашей поясницы. Такое положение руля при пахоте обеспечивает наименьшую нагрузку на руки.

Прежде чем приступить к вспашке почвы мотоблоком, выполняют контрольную вспашку и оценивают правильность регулировки плуга, качество отвала грунта и глубину борозды.

При правильной регулировке гребень второй борозды ложится рядом с гребнем первой, то есть между самими бороздами расстояние не должно быть более 10 см. Вторая борозда также не должна перекрывать первую, иначе образуется навал почвы. Для этого правое колесо пускают посередине отвала предыдущей борозды.

Культивация мотоблоком

В зависимости от состояния земли подлежащей обработке сущесвует как минимум два способа культивирования.
1. Для участка поросшего высокой травой применяют следующий способ. Перед началом работ траву косят и выносят за пределы участка. Обработку почвы начинают заблаговременно, например, если планируется посадка огорода весной, то начинать обрабатывать грунт надо летом предыдущего года, в несколько приемов.
При первом проходе основной задачей будет порезать дерн и разрыхлить почву. После этого дерну дают просохнуть в течение двух недель. Работы лучше выполнять в солнечную погоду, это позволит максимально избавиться от многолетних сорняков.
2. Второй способ применим, если участок постоянно обрабатывается. При этом вначале вносят удобрения, а затем почва культивируется.
Полезный совет. Если в процессе обработки участка режущие кромки культиватора засорились травой и корнями – чтобы очистить их дайте задний ход и несколько раз проверните в земле.

Заготовка борозд для посадки мотоблоком

Когда почва удобрена и прокультивирована, необходимо нарезать борозды для посадки картофеля или других овощей и в этом нам также поможет мотоблок. Оборудовать его необходимо следующим образом: надеть металлические колеса с грунтозацепами, посередине установить один окучник. Кроме того нужно установить грузы и о ремень, который значительно облегчит работу. Перед началом работ поле делят на две равные части и посередине на двух деревянных колышках натягивают бечевку для обозначения первого ряда. Помните – того как проведен первый ряд зависит успех всей работы. После этого по кругу против часовой стрелки нарезаются остальные борозды, а ориентиром для следующих рядов будет служить край предыдущего гребня.

Окучивание мотоблоком

При помощи мотоблока также выполняют окучивание картофеля и других корнеплодов. Для этой цели используют специальное навесное оборудование: высокие колеса с грунтозацепами и окучники. Окучивание выполняют за три раза. Первое производится, как только обозначатся ряды с растениями. Для этого используют низкие металлические колеса. Второе – приблизительно через неделю и уже на высоких колесах. Третье – незадолго до смыкания рядков. При этом при каждом следующем окучивании разворот окучников увеличивают, и последнее выполняется при максимальном развороте. Это позволяет формировать красивые гребни и уничтожить большинство сорняков.

Выкапывание корнеплодов

Для выкапывания картофеля и других корнеплодов служит картофелекопалка, которая используется с высокими или низкими колесами.

Сперва необходимо настроить копалку. Для этого стойку копалки закрепляют вертикально. Затем устанавливают глубину хода. Сама копалка должна опираться на почвенную подошву – более плотный слой почвы, находящийся под верхним рыхлым слоем, в котором росли клубни. Для этого необходимо пройти по ряду приблизительно 3 м, остановиться, и посмотреть, нет ли среди выкопанных клубней порезанных или потертых копалкой. Если есть – нужно увеличить глубину хода, пройти еще 3 м и повторить осмотр клубней. Потом пройденный рядок открывают лопатой и осматривают на предмет наличия там клубней.

Картофель копают через ряд – после того как выкопан первый ряд, смежный ряд пропускают и переходят сразу к следующему. Делают это для того чтобы не повреждать колесами клубни, которые откатились в междурядье, и для того чтобы мотоблок не наклонялся в сторону из-за разницы в сцеплении с грунтом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: