Собака в упряжке

Упряжка для собак — разновидности, и как сделать своими руками

Собачьи гонки на упряжках по сей день считаются популярным видом спорта во всем мире. Но мало кто знает, зачем возникла потребность в использовании ездовых собак еще до появления соревнований. В данной статье подробно рассказано, как называется собачья упряжка, откуда возникли гонки на псах и какие существуют для этого правила.

Гонка на упряжках

Упряжка для собак – история возникновения

Идея гонок на собачьих упряжках появилась в Северной Америке. В конце 19 века штаты Аляска и Юкон охватила золотая лихорадка, и искателям нужно было быстро доставлять провизию в отдаленные места. Доставкой занимались каюры (погонщики) и псы. Животных запрягали в специальные нарты, но не все породы могли выдержать такую большую нагрузку.

Еще одним толчком послужила эпидемия дифтерита в 1925 году в городе Ном (Аляска). С помощью собак в город стали доставлять вакцину – это был довольно быстрый вид транспорта. Первыми ездить на собаках начали 2 профессиональных гонщика – Леонард Сеппала и Гуннар Каасен. Сеппала отравился из города с упряжкой из чукотских псов, вожаком которой был Того. На обратном пути их заменил Каасен с вожаком упряжки Балто, который оказался быстрейшим из всех собак.

С тех пор собачья упряжь относится к известному на весь мир виду спорта. В 20 веке соревнования были даже частью олимпийских игр.

Использование собак для перемещения

Дисциплины и классы гонок

Состязания подразделяются на дисциплины, классы и категории. Дисциплины бывают зимние и летние.

  • упряжки;
  • скипуллинг – 1-4 собаки запряжены в маленькие сани;
  • скиджоринг – гонки лыжников с использованием 1-2 псов.
  • каникросс – бег человека с собакой;
  • скутер/самокат – использование человеком данных видов транспорта с привязанным и бегущим впереди псом;
  • дог-картинг – животное тянет тележку с человеком или грузом;
  • байкджоринг – езда человека на велосипеде с привязанной и бегущей впереди собакой.

Класс гонок определяется количеством участвующих псов:

  • не лимитированный – любое количество собак;
  • лимитированный – определенное количество животных;
  • спринт – заезд на короткую дистанцию с 4, 6 или 8 псами;
  • для юниоров – участникам (людям) должно быть не более 18 лет;
  • дистанционный – средняя дистанция – до 500 км, длинная дистанция – от 500 км;
  • с отягощением – перевозка груза в санях;
  • эстафета – в ней участвует несколько команд;
  • спортивное ориентирование – гонка на незнакомой территории по карте или компасу;
  • пешая гонка – человек привязан к собаке, бежит за ней пешком;
  • многодневная гонка – несколько дней участники проходят определенные дистанции.

Скоростных категорий всего 4:

  • первая – упряжки из собак северных пород с родословными;
  • вторая – псы северных пород с родословными (без хаски);
  • третья – любые породы с родословными;
  • четвертая – упряжка, в которой присутствует хотя бы 1 пес без родословной или метис.

Правила проведения соревнований

Профессиональная езда на собаках имеет свои правила и требования:

  • температура воздуха должна быть приемлемой для бега;
  • длина трассы должна соответствовать классу соревнований и составлять не менее 25 км;
  • гонщик допускается ко всем видам гонок только с 16 лет, с 12 можно участвовать лишь в спринте с 2-мя псами;
  • возраст животных не должен быть меньше 15 месяцев для спринта, каникросса и 18 месяцев для остальных классов гонок;
  • питомцы должны быть здоровыми, чипированными или клеймеными и с наличием ветеринарных документов – перед соревнованием проверяется состояние животных;
  • к гонке не допускаются беременные собаки, течные или кормящие;
  • перед гонками проводится осмотр экипировки.

Породы собак для езды в упряжках

Участвовать в гонках могут разные породы, главное – чтобы псы обладали выносливостью, силой, способностью развивать высокую скорость, умеренной массой тела, послушанием и переносимостью низких температур (не подходят, например, доберманы и риджбеки). По традиции в гонках чаще всего участвуют:

  • хаски сибирская;
  • самоедская собака;
  • камчатская ездовая;
  • маламут;
  • гренландская собака;
  • лайка эскимосская.

Снаряжение

Для участия в соревнованиях допускается только комфортная и удобная для животного экипировка. Ошейники, шлейки и тросы должны быть изготовлены из легких, но прочных материалов. Шлейка обеспечивает равномерное распределение нагрузки на позвоночник собаки при резких рывках и беге. Она должна подходить псу по размеру.

Потяг (так принято называть трос с амортизатором) соединяет шлейку собаки с гонщиком, защищает позвоночник пса при резких движениях и больших нагрузках. Для его использования также учитывается размер питомца и его физическая подготовка.

Необходимые снаряжения

С чего начинать тренировки

Подготовка собак для гонок начинается примерно с 6 месяцев, когда их скелет окреп и сформировался. Сколько же длится тренировка? Ездовые псы уже к году приобретают все необходимые навыки, тогда как остальным породам требуется немного больше времени. Не стоит готовить к соревнованиям декоративных, небольших и выставочных собак.

Сначала собак тренируют по отдельности. Псы должны быть изначально выносливыми и послушными. Перед тренировками к гонкам животным следует пройти курс дрессировки в специальных школах.

Метод 1 из 4: оборудование

Подбирать упряжь для собак нужно внимательно. Понадобятся шлейка, трос с амортизатором, пояс для скиджоринга. Зимой потребуются нарты, чтобы кататься по снегу (санки), а летом – карт (тележка) или, например, велосипед. Счетчик километража и времени тоже пригодится.

Метод 2 из 4: груз

Сначала питомцу следует привыкнуть к упряжке, а уже потом можно пристегнуть к поводку небольшой груз. Сначала пса это будет беспокоить, но потом он привыкнет его перемещать. Груз должен становиться тяжелее – действовать нужно постепенно.

Метод 3 из 4: альтернативный метод

Можно зацепить один поводок за шлейку, а второй за ошейник. Поводки должны быть одной длины. При выгуле пса поводок всегда должен быть натянутым и в горизонтальном положении. С помощью ошейника нужно напоминать животному, что он должен идти впереди.

Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер

Запряженные псы могут не сразу привыкнуть к такому грузу. Нужно дать им погонятся за чем-нибудь. Требуется держать их на одной линии, не давать выбегать. Тренер или хозяин должен всегда держать ногу на тормозе. Можно создать препятствия – вылепить, например, снеговиков.

Ездовая порода собак – маламут

Терминология

В ездовых видах спорта используется определенная терминология. Вот основные понятия:

  • Гонка – вид состязания в указанной дисциплине и классе.
  • Заезд – разовое прохождение дистанции.
  • Упряжка – название собак, которые запряжены в сани, скутер, велосипед и т. д.
  • Территория состязаний – место, где находятся старт, финиш, стоянки, зрительская и судейская зоны, трасса.
  • Снаряжение – одежда, оборудование и амуниция, используемые во время состязаний.
  • Гонщик – человек, управляющий упряжкой.
  • Хендлер – помощник гонщика в определенных точках заезда.
  • Стейк-аут – место, где содержатся питомцы;
  • Каюр – человек, который управляет упряжкой во время гонки.

Постромки для собак своими руками

Если хозяин решил сам сшить шлейку для собаки, то нужно внимательно измерить обхват груди пса, окружность шеи и длину его груди (надо прикладывать сантиметровую ленту от центра шеи до центра между передними лапами). Можно использовать нежесткие кожаные ремни шириной не менее 4 см. Должны получиться такие замеры: обхват груди + 10 см для крепежа, окружность шеи + 10 см и длина груди +12 см. Для скрепления элементов используются карабины.

Схема измерения

Гонка на собачьих упряжках является довольно увлекательным и зрелищным состязанием. Каждому гонщику не стоит забывать об уходе за питомцами и правильном подборе снаряжения для них. Каюр также должен обладать спортивными физическими данными, чтобы управлять такими сильными и быстрыми животными.

Гонки на собачьих упряжках: популярный вид ездового спорта с собакой, правила проведения соревнований и требования к породам

Гонки на собачьих упряжках - правила, породы для гонок, виды дисциплин

Один из самых старых и экстремальных видов спорта – гонки на собачьих упряжках, берет свое начало со времен, когда собака была не только, и даже не столько другом, сколько помощником в жизни и охоте, средством передвижения. Когда-то каюры запрягали в свои упряжки собак, чтобы добраться до отдаленных мест, а сегодня спортсмены со всего мира состязаются в скорости прохождения заснеженных трасс, в ловкости управления верными питомцами. Что так привлекает людей в ездовом виде спорта? Скорость, динамика, экстрим, взаимодействие с прекрасными и умными животными.

История возникновения

Впервые о собачьих гонках в Северной Америке заговорили в середине 19 века. К концу столетия, когда штаты Аляску и Юкон охватила Золотая лихорадка, сюда стекались люди с разных концов света. Скотти Аллан и Леонард Сеппала, ставшие каюрами, доставляющими провизию искателям в отдаленные труднодоступные места, сыграли очень важную роль в становлении спорта. В 1886 году во время зимнего карнавала в городе Сент Поль были организованы гонки на упряжках.

Гонки на собачьих упряжках, как самостоятельное мероприятие впервые были проведены в городе Ном штат Аляска. Они привлеки много внимания, и сыграли важную роль в становлении и популяризации гонок, как самостоятельного вида спортивных соревнований. Во время Зимней Олимпиады 1932 года, проводимой в Лейк Плейсид штат Нью-Йорк ездовой спорт был представлен широкой публике. Соревнования длились двое суток, за которые упряжки из 7ми собак должны были проходить 25 миль в день. Выиграл гонки миль Годдард, обойдя Леонарда Сеппала и еще одного каюра.

Дисциплины и классы гонок

Дисциплины и классы гонок на собачьих упряжках

К зимним дисциплинам ездового спорта с собакой относят:

  • гонки на собачьих упряжках;
  • скипуллинг – гонки собак, запряженных в пулку (маленькие сани), в которых участвуют от 1 до 4 собак;
  • скиджоринг – гонки лыжников с участием 1-2 собак.

Класс гонок определяет количество собак в упряжке и протяженность маршрута:

  • не лимитированный – может принимать участие любое количество собак;
  • лимитированный – в данном случае существует регламент, устанавливающий количество животных в упряжке;
  • спринт – заезд на короткую дистанцию, в котором может участвовать 4, 6, 8 собак;
  • на средние дистанции – до 500 км;
  • на длинные дистанции – свыше 500 км;
  • с отягощением – специальным грузом в санях;
  • спортивное ориентирование – заезд по незнакомому маршруту, когда участники должны ориентироваться по компасу и карте;
  • многодневные гонки – поэтапные соревнования, в которых участники ежедневно должны проходить определенное расстояние.

Существуют и летние формы ездового спорта – драйленд.

Правила проведения соревнований

Правила проведения соревнований

Как любой другой профессиональный вид спорта, ездовой спорт на собачьих упряжках имеет свои правила, регламент проведения и требования к участникам:

  • Должен быть соблюден температурный режим. Измерения проводятся за 30 минут до начала соревнований. В случае несоответствия регламенту сокращается дистанция или же гонки откладываются до наступления благоприятных погодных условий.
  • Трасса. Длина трассы должна строго соответствовать классу проводимых соревнований и не может быть менее 25 км. Длина трассы должна быть заявлена в анонсе. Существуют положения по разметке трассы, маркировке знаками и указателями, правила ограждения участков заезда.
  • Возраст гонщика на день проведения соревнований должен составлять полных 12 лет для участия в спринте с 2мя собаками. Для заезда на средние дистанции не более чем с четырьмя собаками возраст спортсмена должен быть не менее 14 лет. С 16 лет гонщик допускается ко всем видам и классам соревнований.
  • Возраст собаки на момент соревнования должен быть не менее 15 мес. для спринта, и не менее 18 мес. для пулки и скриджоринга. К участию в состязаниях допускаются физически здоровые, чипированные или клейменные собаки с наличием ветеринарных документов.
  • Порода и родословная не имеют значения, но собаки, не имеющие родословной, не смогут получить рабочий титул по итогу соревнования. Не допускаются течные, беременные и кормящие суки.

За час до начала гонки проводится осмотр экипировки. Запрещается использовать обычную прогулочную амуницию, кнуты, удавки, электроошейники, намордники.

Читайте также  Укол в холку собаке

Допуск к старту, замена гонщика, уменьшение или увеличение количества собак в упряжке проводится только с разрешения Главного судьи соревнований и/или ветеринарного врача. За грубое поведение по отношению к собакам или остальным участникам гонок спортсмен может быть дисквалифицирован.

Породы собак для езды в упряжках

Традиционными породами для гонки на собачьих упряжках считаются крепкие, выносливые, тяговые собаки:

  • аляскинский маламут;
  • сибирский хаски;
  • гренландская собака;
  • самоедская собака;
  • эскимосская лайка;
  • камчатская ездовая.

Тем не менее, участвовать в гонках могут собаки любых пород, в том числе беспородные, но обладающие такими качествами, как: выносливость на средних и длинных дистанциях, способность развивать высокую скорость по рыхлому или скользкому снегу, хорошая переносимость низки температур, высокий уровень социализации, неконфликтность и беспрекословное послушание каюру.

Снаряжение

Снаряжение для гонок на упряжках

Для участия в гонках предусмотрено использование специальной экипировки, обеспечивающей максимальный комфорт и безопасность животному. Вся амуниция должна быть изготовлена из легких и прочных синтетических материалов.

Шлея специальной конструкции обеспечивает равномерное распределение нагрузки во время рывка и движения собаки. В идеале она должна быть изготовлена на заказ, с мягкой подкладкой, с учетом особенностей и размера животного или иметь возможность подгона по груди и шее. Специальный потяг (амортизатор) соединяющий шлею собаки и спортсмена, защищает позвоночник животного от резких и чрезмерных нагрузок.

С чего начинать тренировки

С чего начинать тренировки

Занятие ездовым спортом требует специальной подготовки. Это сложная дисциплина, занятия должны проводиться тренером на специально оборудованной площадке, в команде. Одно из важных условий – абсолютное послушание собаки, поэтому сначала придется пройти общий курс дрессировки.

Тренировки собак для участия в гонках начинают в возрасте 4-6 месяцев. Ездовым (рабочим) породам требуется меньше времени для приобретения и усвоения необходимых навыков и к 1 году они полностью готовы к соревнованиям. Собакам других пород может понадобиться немного больше времени.

Хорошо, если решение заняться ездовым спортом приходит на этапе выбора щенка – так вы сможете подобрать собаку по рабочим характеристикам родителей, сильных и выносливых представителей породы. Декоративные выставочные представители не всегда смогут оправдать ваши ожидания в спорте.

Терминология

Гонка – программа состязания в указанной дисциплине, классе.

Заезд – прохождение дистанции.

Территория состязаний – место, где размещены все объекты: стоянки, стейк-аут (место размещения собак), стартовые и финишные зоны, зона размещения судейского состава и обслуживающего персонала, зрительская зона, непосредственно трассы.

Упряжка – собаки, запряженные в нарту, пулку и т.д.

Гонщик – управляющий упряжкой.

Хендлер – помощник гонщика на старте, финише, чек-поинтах.

Снаряжение – предметы одежды, оборудования, амуниции.

Свободная собака (упряжка) – животное (упряжка) без привязи на территории состязаний.

Совет

Гонки на собачьих упряжках — это интересный и увлекательный вид спорта, требующий немалых физических усилий и от питомца и от погонщика. Только дисциплина и регулярные тренировки помогут достичь успеха и поставленных целей. Обратитесь в местный кинологический клуб, где вам помогут подобрать оптимальный режим занятий и обеспечить необходимый уровень подготовки.

Восемь лохматых сил: новогодний тест-драйв собачьей упряжки

Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать – собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

Husky_001

На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

F64A6487

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

9T5A7569

Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

9T5A7597

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

9T5A7592

Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.

F64A6367

Роскошь и технологии

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

9T5A7493

Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

9T5A7488

Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.

Читайте также  Дождевик для собаки выкройка

9T5A7622

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

F64A6341

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное – душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.

Ездовые собаки: породы северных питомцев в упряжке

Собаки уже многие века живут рядом с человеком, помогая ему и защищая его. Но есть такие псы, которые способны принимать участие в спортивных соревнованиях. Они обладают выносливостью и физической силой. Такие животные носят название полярные (или северные) собаки. Но не все знают о данном виде деятельности хвостатых. Стоит познакомиться с самим видом спорта и породами ездовых собак, которые принимают в нём участие.

История развития ездового спорта

Хоть и считается, что ездовой спорт начался в период «золотой лихорадки» в США, однако первое описание использования собак в качестве транспорта датируется 8000 лет назад. Причём географическим местом обитания была северная часть Сибири. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках останки нарт — ездовых саней.

Гонки на собаках в упряжке — популярный вид спорта

В качестве спорта гонка на собачьих упряжках датируется 1850 г. Именно тогда состоялись первые соревнования по ездовому спорту из Канады в США. А в 1886 г. впервые прошли совместные забеги упряжек и лыжников. Со временем данный вид спорта приобрёл популярность и в остальных странах мира. А в 1952 г. езда на собаках дебютировала на Олимпийских играх.

Первые соревнования на собаках

В СССР собачья езда на собаках была развита слабо и представлена лишь на редких мероприятиях. Однако в начале 90-х гг. прошлого века ситуация улучшилась: состоялись первые большие состязания сначала на Камчатке, а через год уже на Чукотке. Они обрели статус международных.

К сведению! В середине 90-х гг. была создана первая Российская Федерация гонок на собачьих упряжках. И по настоящее время отечественные команды по данному виду спорта остаются одними из лучших в мире.

Ездовой спорт и его разновидности

Ездовой спорт на собачьих упряжках представляет собой соревнования каюров на время в различных дистанциях с помощью тягловой силы животных и специального оборудования.

Обратите внимание! Сначала в таких состязаниях использовали запряженные сани и лыжи. В настоящее время снаряжение куда разнообразнее: велосипеды, скутеры и др.

На данный момент существуют летние и зимние виды ездового спорта.

Драйленд

Это заезд на дистанциях без снега:

  • каникросс — бег с собакой, пристёгнутой поводком к поясу;
  • догтрекинг — совмещение бега и ходьбы с питомцем;
  • байкджоринг — езда на велосипеде с пристёгнутой собакой;
  • скутеринг — такая же езда на скутере;
  • картинг — гонки на тележках в собачьей упряжке.

Зимние

Более традиционные соревнования:

  • скиджоринг — гонка лыжников с собаками;
  • пулкинг — езда на санях с собаками;
  • гонка на упряжках — соревнования каюров на нартах.

Каким требованиям должна отвечать ездовая собака

Ездовые собаки используются в качестве тягловой силы в разных климатических условиях. И, соответственно, список требований к ним предъявляют строгий:

  • физическая сила и выносливость;
  • высокая скорость бега;
  • способность работать в трудных природных условиях;
  • наличие тёплой и плотной шерсти и подшерстка;
  • подходящие лапы, способные пройти в глубоком снегу и не увязнуть в сугробах;
  • полное послушание хозяина;
  • неагрессивное поведение.

Ездовые псы должны обладать выносливостью

Кроме того, такие псы должны уметь обходиться одноразовым питанием в сутки, быстро восстанавливать свой организм после голодовки и есть пищу в мороженом виде.

Популярные породы ездовых собак

В спорте большим спросом пользуются следующие разновидности псов.

Аляскинский маламут

Древнейшая порода, выведенная ещё эскимосами племени малемьют на территории Аляски. Маламуты очень своевольны и любят доминировать, в связи с этим дрессировка их затруднена. Однако их нужно постоянно физически нагружать работой, иначе от бесконечной энергии они разнесут дом в пух и прах. Маламуты не умеют лаять.

Обратите внимание! Главная особенность маламута в том, что он прирождённый копатель. При проживании в доме с участком или огородом вся земля и насаждения будут в подкопах.

Эти собаки хорошо уживаются с другими животными, в том числе с кошками. Но из-за неутомимой энергии они могут их с удовольствием гонять по дворам.

Окрас шерсти бывает серый, белый, чёрный. Сама она пушистая, поэтому маламуты с трудом переживают жару.

Сибирский хаски

Древнейшая порода ездовых собак, зарождённая в Сибири. Эти северные собаки по характеру добродушные, весёлые, любознательные, чистоплотные, любят лидировать. Хаски отлично работают в команде, но рассчитывают только на свои силы, не надеясь на погонщика. Собаки практически не лают, но зато они способны выть не хуже волка. Питомец имеет привычку сбегать, так что на прогулке стоит быть внимательным, выпуская пса с поводка.

Важно! Шерсть хаски гипоаллергенна.

Самоедская лайка (арктический шпиц)

Очень древняя порода, появившаяся в Сибири ещё в 11 в. до н. э. Имеет добродушный и покладистый характер, завидный интеллект. Такие псы дружат как с людьми, так и с другими животными. Совершенно не переносят одиночество.

К сведению! Самоеды обожают морепродукты, поэтому стоит их баловать рыбкой и другими деликатесами.

Кроме выполнения функций ездовой собаки, они могут стать отличными охранниками и охотниками.

Выделяют 2 вида самоедских лаек: волчьи и медвежьи. Разница в телосложении: у волчьего вида вытянутое тело и небольшого размера голова, у медвежьего вида, наоборот, более укороченный корпус и большая голова.

Эскимосская лайка

Крепкий и мускулистый представитель ездовой собаки на севере США. Природа наделила этих животных мягким и спокойным характером, сочетающимся с бесстрашием. Благодаря телосложению и силе они способны протащить тяжёлые грузы на довольно длительные расстояния.

Важно! Эскимосская лайка не подходит для содержания в тёплом климате, так как его организм подвержен тепловым ударам.

Якутская лайка

Древнейшая псовая порода Северо-Востока России, выведенная путём скрещивания крупных пород сторожевых псов. Якутские лайки не просто справляются с транспортными задачами, они ещё способны быть охотниками и охранниками. Собаки отличаются высоким интеллектом и коммуникативным нравом. Они преданны своему хозяину. Однако при неправильном воспитании попытаются захватить лидерство, и тогда решать вопрос, кто в доме хозяин, будет уже сложно.

Якутские лайки нуждаются в постоянной физической активности. При недостаточном выплеске энергии на улице они начинают совершать беспорядок дома.

Восточно-сибирская лайка

Российская порода собак среднего размера мускулистого телосложения. Сформировалась в естественных условиях более века назад. По характеру собаки довольно спокойные, выносливые и бесстрашные. Способны проявить себя не только в качестве ездовой, но они так же замечательный охотник. Собаки доверчивы и преданны своему хозяину.

Норвежские спортивные метисы (грейстеры)

Грейстеры — это скрещенные скандинавские грейдхаунды и немецкие курцхаары. Являются мощными, сильными псами. Порода создавалась специально для ездовых состязаний. Отлично себя проявляют в качестве тяжеловоза. Отличные физические данные сочетаются с их мягким характером.

Гренландская ездовая собака (гренландсхунд)

Порода очень популярна в Гренландии, но численность этих животных небольшая. Предполагается, что своему происхождению гренландсхунды обязаны скрещиванию сибирских псов и волков. Внешне они и похожи на диких животных. Кроме того, вместо лая от собак можно услышать скорее волчий вой. Питомца необходимо постоянно нагружать физически: перевозкой людей или тяжёлых грузов.

К сведению! Эти животные стремятся к лидерству и признают только одного хозяина.

Чукотская ездовая собака

Относится к среднепородным собакам с отлично развитой маскулатурой и атлетичным телосложением. Шерсть её плотная, защищает животное от морозов. Питомец достаточно сдержан в проявлении своих чувств, но это не отменяет того, что он предан «своему» человеку и в случае необходимости готов прийти ему на помощь.

Чинук (чинукская ездовая)

Крупная породистая ездовая собака с атлетичной мускулатурой. Её используют и в ездовых соревнованиях, и для перевозки тяжёлых грузов. А благодаря покладистому и дружелюбному характеру из неё можно вырастить замечательного и преданного друга.

Как обучают и дрессируют ездовых собак

Обучение данному виду спорта начинаю уже с 5-месячного возраста. Именно тогда приучают щенка идти впереди человека, тянуть небольшой груз и слушать команды хозяина типа «Вперёд», «Стой» и др. Позже собачек учат действовать совместно в команде и используя упряжку.

Обратите внимание! В год вышколенные собаки уже могут выступать на соревнованиях.

Кто кого обучает

Как проходят соревнования

В настоящее время проходят различные международные соревнования по ездовым видам спорта, однако в каждой стране проводят свои состязания. Так, в России выделяют такие соревнования на собаках, как:

  • «Беренгия» — самое первое соревнование на упряжках с трассой длиной 1980 км, в связи с чем попала в Книгу рекордов Гиннесса;
  • «Надежда» — пожалуй, она из старых и приоритетных международных гонок на собаках. Проходит на Чукотке на расстояние длинной 500 км;
  • «По следам жёлтых листьев» проводится в октябре в Московской области. Соревнование считается самой массовой и популярной гонкой в России;
  • «По земле Сампо» — профессиональные соревнования международного класса, проходят в январе в Карелии. Используются собачьи упряжки и лыжи.
Читайте также  Легавые породы собак

Это только самые популярные состязания. Кроме того, на региональном уровне существуют свои соревнования.

России гонки на собаках очень популярны

Интересные факты из жизни ездовых собак

Любители подобных спортивных состязаний часто делятся любопытной и интересной информацией о собаках и соревнованиях. Вот некоторые из них:

  • собаки принимали участие во многих географических открытиях, которые и были совершены именно благодаря движению псов в упряжке;
  • похалтурить во время гонки чревато последствиями, как правило, лидер гоночной стаи способен наказать лентяя;
  • упряжка собак способна пробежать рысью более 80 км пути за день;
  • для успешной езды каюры не должны развивать скорость более 12 км/ч, иначе животные могут быстро выбиться из сил;
  • четвероногие друзья человека очень ценят похвалу хозяина в качестве награды. Она, конечно, не заменяет вкусную еду, которой их угощают после гонки, но также имеет весомое значение для каждого из псов.

Ездовой пёс-тяжеловес с дружелюбным характером

В связи с развитием ездового спорта в России обретают популярность и любовь ездовые собаки. Но зачастую их используют не всегда по назначению. Впрочем, независимо от того, занимаются ли они охранной деятельностью, служат ли моделями на выставках или просто радуют глаз в качестве домашних любимцев, не стоит забывать об их сущности и давать им максимально возможной свободы и нагрузки. И они отплатят своей преданностью.

В упряжке свои правила, иногда жестокие

Гонки на собачьих упряжках прошли 6 января в Новосибирске — традиционный «Рождественский забег» на базе биатлонного комплекса, несмотря на трескучий мороз, собрал несколько десятков гонщиков и около сотни ездовых собак. Мы узнали, как гоняют на голубоглазых хаски и огромных маламутах, почему эти собаки не кусают людей и зачем «снежные псы» нужны в мегаполисе.

Самый быстрый маламут

Заиндевевшие сосны разбегаются в стороны, открывая заставленную автомобилями площадку перед биатлонным комплексом — несмотря на 25-градусный мороз с ветром, здесь царит оживление и легкий бедлам — люди в спортивных комбинезонах надевают на собак шлейки, а вой и лай заглушают льющуюся из громкоговорителей музыку.

Огромный маламут ростом с годовалого теленка выпрыгивает из багажника припаркованного в паре метров джипа. Больше всего он напоминает волка, который случайно заскочил на этот праздник и ухмыляется в предвкушении будущей легкой победы. Хозяин внушительного зверя успокаивает: «Не бойтесь, маламут не способен укусить человека».

Действительно, северные ездовые породы отличает необычное дружелюбие к человеку — в норме они не способны на агрессию даже к совершенно незнакомым людям, хотя внешний вид таких собак вызывает у непосвященных опасения. Из-за своего добродушия маламуты и хаски совершенно непригодны к сторожевой службе.

Северные ездовые собаки повсюду — вокруг голубоглазые хаски, мощные маламуты, неутомимые якутские лайки. Есть и южные породы, которые выглядят странно на белоснежном снегу — например, явно мерзнущий родезийский риджбек с очень короткой шерстью. Забеги демократичны — в открытых стартах разрешено участие собак любых пород.

Многие спортсмены приехали на «Рождественский заезд» издалека — конкуренцию самой многочисленной группе хозяев составили каюры-любители из Омска, Кемерово, Красноярска, Северска, Барнаула, Томска, Горно-Алтайска. Заезд имеет статус чемпионата и первенства Новосибирской области по зимним дисциплинам ездового спорта.

Собачьи бега

Временами начинает казаться, что перед зрителями разворачиваются съемки фильма про эпоху золотоискателей из романов Джека Лондона — под скрип снега собаки и участники несутся по гулкому зимнему лесу, а к финишу морды уставших питомцев и лица каюров покрывает колючий иней.

Первыми в забегах стартуют участники дисциплины скиджоринг — этот молодой вид спорта зародился в Норвегии. Спортсмен бежит на лыжах, а собака помогает ему в связке. Юниоры преодолели на скорость дистанцию в пять километров, а взрослым участникам пришлось пробежать почти десять километров.

Самые зрелищные состязания чемпионата — нарта-спринт. Гонки на собачьих упряжках разделили на несколько категорий в зависимости от количества псов — в упряжке их могло быть от двух до шести. Нарты способны разгоняться до 25 километров в час — на такой скорости одна неверная команда каюра означала сход с дистанции.

Вожак — самая главная собака упряжки, так как каюр дает команды именно ему. Такая собака не обязательно должна быть самой сильной, однако от нее требуется сообразительность, психологическая уравновешенность, умение работать в упряжке, принимать самостоятельные решения, «чувствовать» трассу.

Тягловая сила упряжки — собаки-коренники, которые впряжены ближе всего к нартам. Здесь требуется максимальная сила и выносливость, поэтому на место таких собак обычно ставят самых крупных кобелей. Наконец, самых дисциплинированных собак ставят в середину — они быстро устраняют любую путаницу или сбой в работе, продолжая упорно бежать вперед.

Эксцессов избежать не удалось — один из участников перевернул нарты на сложном повороте, а его собаки разбежались. Пока хозяин ходил за помощью, ездовые псы накинулись на «виновника» схода с дистанции и жестоко его покусали. В итоге собаке понадобилась помощь ветеринара.

Главное участие

«Упряжка управляется только голосом, за физическое воздействие на собак спортсмена дисквалифицируют», — рассказал участник спринта на нарте с двумя маламутами из Новосибирска Антон Журавлев. По его словам, обученная ездовая собака понимает минимум четыре основные команды — «вперед», «стоп», «вправо» и «влево».

Впрочем, Антон признался, что опыта управления нартами у него почти нет, и спортивные цели он перед собой не ставил. В забеге каюр больше полагался на своего вожака упряжки — опытную Дару, которая преодолела трассу фактически самостоятельно. В паре с Дарой бежал молодой Дрим — ее сын.

Собаки Антона принадлежат родителям его девушки — они долгое время жили на Чукотке и привезли маламута Дару в Новосибирск в качестве талисмана. После этого у них появились еще две собаки этой породы. «Конечно, в мегаполисе таких собак просто так не заводят, ведь они требуют постоянных нагрузок», — говорит спортсмен.

«Маламуты очень энергичные собаки, — подключается к разговору их владелец. — Сейчас они вообще живут у меня на улице, тренировки через день, иначе загрустят». На вопрос, сколько в среднем стоит щенок маламута, мужчина называет интервал от 20 до 40 тысяч рублей. Однако предупреждает, что в квартире содержать столь активную собаку тяжело.

Тем временем под дружные крики болельщиков финишируют остальные участники гонки. Лучшее время в нарте-спринте показала новосибирская спортсменка Полина Гончаренко — с упряжкой из четырех собак она преодолела свою дистанцию за 28 минут. На несколько секунд ей уступил участник из Красноярска Вячеслав Барлаков.

Стойкие зрители фотографируются с участниками, окоченевшие фотографы пытаются спастись горячим кофе. Уставшие хаски хватают снег в пасть, однако выглядят самыми счастливыми. Похоже, именно собаки здесь главные победители — на несколько часов люди подарили им настоящую и неподдельную радость.

aquatek_filips

В своей жизни я ездил на самых разных транспортных средствах, а вот на собачьих упряжках до последнего времени не доводилось.
Поэтому когда мне предложили принять участие в тест-драйве ездовых карельских хаски, я не раздумывал ни секунды, ведь когда еще предоставится такая возможность?
Отменная динамика, довольно высокая скорость, хороший запас хода, дружелюбие и высокая проходимость по снегу и льду — вот основные преимущества собачьей упряжки как транспортного средства. А видели бы вы, как у них работает система охлаждения! Куда там автомобильным радиаторам)
Кстати, после верховых лошадей, мулов, ослов и верблюдов, ездовые собаки являются одним из древнейших транспортных средств на нашей планете.

2. Тест-драйв ездовых собак проходил в республике Карелия, в Каряла-парке близ Петрозаводска.
Организаторы предложили на тест два ездовых экипажа карельских хаски, состоящих из шести собак.
Так выглядит собачий паркинг.
Движение каких-либо иных транспортных средств здесь запрещено, о чем извещает соответствующая табличка)

3. Нарты и упряжь чем-то напоминают отдыхающего человечка.
Расскажу вкратце, что представляет из себя это древнее северное транспортное средство.
Его двигателем являются ездовые собаки. У разных народов севера это разные породы — хаски, маламуты, самоеды, лайки и некоторые другие локальные породы. В качестве "кузова" используются нарты на полозьях. Приводом служит упряжь, состоящая из центрального потяга и потягов по количеству собак в упряжке.

4. Потяги крепятся к алыку — упряжи, надеваемой непосредственно на собаку

5. В обычной собачьей упряжке может быть от 6 до 12 собак, запряженных цугом (парами друг за другом).
Передние собаки, как правило, самки, задние — самцы.
Считается, что самки хаски являются более умными, поэтому они ведут упряжку, а самцы более сильные, поэтому они обеспечивают основное тяговое усилие, особенно во время старта.
Во время старта упряжку разгоняет специальный человек, выкрикивающий команду и начинающий бежать вместе в передней парой собак. Погонщик в это время толчками помогает разогнать нарты, и только затем запрыгивает на полозья сзади.

6. А дальше разгон и бег.
Породы, используемые в ездовых упряжках по своей сути таковы, что смысл всей их жизни — бег, именно поэтому они могут довольно много и долго каждый день бежать в упряжке, не противясь своему хозяину

7. Кстати, ездовые собаки обладают рядом преимуществ перед оленьими упряжками, поскольку собакам не нужен подножный корм, что особенно важно при перемещении по льду или арктическим пустыням. В день собачья упряжка способна преодолеть расстояние в 100 км при скорости 10—12 км/ч. При этом дневной переход подразумевал остановки, чтобы собаки могли перевести дух.

8. Интересно, что оба полюса Земли были покорены на собачьих упряжках. Северный полюс покорила экспедиция Роберта Пири (1909 год), а Южный — экспедиция Руаля Амундсена (1911 год).

9. Самый длительный арктический переход на собачьих упряжках составил 10 000 км, от Уэлена до Мурманска, в ходе полярной экспедиции газеты «Советская Россия» в 1982—1983 годах

10. Как мы видим, собачья упряжка является наиболее эффективным и необходимым транспортным средством в северных широтах.

11. Поделюсь собственными ощущениями от езды на нартах, в которые запряжены шесть молодых хаски — четыре девки и два парня.
Я ехал пятым или шестым, и собаки немного устали.
Но их усталость лишь кажущаяся, в реальных боевых условиях, как я уже написал выше, они способны в день проходить до 100 километров.

12. Короткие оклики-команды, и наш лающий кортеж стартует на тестовый круг.
Впереди едет другая такая же упряжка, поэтому мы ее немного отпускаем и лишь затем стартуем.
Разгон происходит довольно плавно, но уверенно, братья-самцы обеспечивают хорошую тягу, стараясь угнаться за убегающими от них четырьмя самками.

13. В поворотах собаки не притормаживают, поэтому довольно крутые виражи нарты проходят с небольшим дрифтом, выбрасывая из-под полозьев брызги снега

14. Шестисильный хаски-двигатель

15. После финиша двигатель нужно охладить.
И происходит это просто, но невероятно эффектно.
Погонщики просто-напросто натирают собак снегом или толкают тех в сугроб.
Хаски воспринимают это как игру и с удовольствием в нее включаются.

16. А затем дружно отряхиваются.

17. И снова готовы в бой!

18. Скажу честно, я получил невероятные эмоции от получасового тест-драйва и общения с этими замечательными животными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: